Доисторический человек нуждался в мясе уже 1,5 млн лет назад

9 октября 2012 в 15:51
Если верить результатам исследования, проделанного большой командой ученых из Испании, США, Франции и Южной Африки, обнаруженный на севере Танзании фрагмент человеческого черепа возрастом около 1,5 млн лет, содержит признаки заболевания, указывающего на недостаточное употребление мясной пищи.
o_688255.jpg
M. Dominguez-Rodrigo

В статье, опубликованной в журнале PLoS ONE, антропологи указывают на то, что это был поротический гиперостоз (porotic hyperostosis). Он косвенно свидетельствует о том, что, по крайней мере, в раннем плейстоцене употребление мяса играло настолько важную роль в жизни людей, что его нехватка в рационе вела к тяжелому заболеванию.

Вывод исследователей основывается на анализе небольшого фрагмента черепа двухлетнего ребенка. О принадлежности кости человеческому отпрыску рассказали общий рельеф поверхности, а также заметные контуры лямбдовидного и теменно-сосцевидного швов.

Обнаруженный в ущелье Олдувай (фото), давшем название древнейшей человеческой культуре, фрагмент содержит четко выраженные признаки недостатка питательных веществ и, в особенности, витаминов B9 и B12.

Ученые полагают, что, поскольку все необходимое ребенок должен был получать с молоком матери, то именно в рационе последней было недостаточное количество мясной пищи.

О принадлежности кости человеческому ребенку двухлетнего возраста рассказали общий рельеф поверхности, а также заметные контуры лямбдовидного и теменно-сосцевидного швов

Наружная (справа) и внутренняя (слева) поверхности фрагмента черепа

Кость содержит явные признаки недостатка в организме питательных веществ, в особенности витаминов B9 и B12 (Фото G. Trancho)

Любопытно, что ранее, основываясь на целом комплексе факторов, другой группой исследователей уже была обоснована ключевая роль употребления мяса в эволюции человечества. Открытым, однако, остается вопрос о времени, когда животная пища стало неотъемлемой частью рациона Homo sapiens.

"Поступление большого количества белка, благодаря употреблению мяса, всегда рассматривалось в качестве необходимого фактора, определившего дальнейшее развитие человеческого мозга, – объясняет антрополог Чарльз Мусиба (Charles Musiba), профессор университета Колорадо в Денвере.

Ученый полагает, что 1,5 миллиона лет назад человек был не просто "вынужденным" мясоедом – люди активно охотились и употребляли мясо.