Астрономы раскрыли тайну появления самых больших звезд

9 августа 2012 в 17:43
Астрономы раскрыли загадку огромных звезд, которые не давали ученым покоя с момента их открытия в 2010 году. Четыре звезды, обнаруженные в звездном скоплении R136 в соседней с нашей галактике Большое Магелланово Облако, имели настолько большие размеры, что совершенно не вписывались в существующие концепции.
o_662409.jpg
Сравнение размеров разных типов звезд

Ранее считалось, что максимальная масса звезд не превышает солнечную более, чем в 150 раз. Но открытые в 2010 году четыре звезды, обнаруженные в звездном скоплении R136 в соседней с нашей галактике Большое Магелланово Облако, были до 300 раз тяжелее нашего Солнца и не вписывались в существующие концепции.

"Не только пределы массы, но и все остальные основные характеристики звезд до этого выглядели идентичными, и мы считали процесс звездообразования универсальным во всей Вселенной", — говорит соавтор исследований Павел Крупа (Pavel Kroupa) из университета Бонна.

Группа ученых под руководством доктора Самбарана Банержи (Sambaran Banerjee) попыталась выяснить, является ли процесс образования светил в этом кластере уникальным для остальной Вселенной или же ультрамассивные звезды появились здесь по другим причинам.

- Опубликованы первые цветные фото Марса (фото/видео)

Исследователи построили высокоточную модель всего скопления R136, включающего около 170 тысяч звезд, чтобы проследить за их внутренними взаимодействиями. При этом в изначальной модели самые большие звезды отсутствовали. Программе пришлось решить более полумиллиона уравнений, чтобы показать изменение системы в течение времени.

Сравнение размеров разных типов звезд. Слева направо: красный карлик, жёлтый карлик (Солнце), голубой карлик и R136a1 из кластера R136(иллюстрация European Southern Observatory).

Для этой сложной задачи исследователи воспользовались наиболее передовым инструментом моделирования космических кластеров, программой NBODY6, разработанной в Институте астрономии в Кембридже (Insitute of Astronomy). Интересно, что для ускорения расчетов команде астрофизиков пришлось усовершенствовать свои рабочие компьютеры с помощью нескольких самых современных плат для компьютерных игр.

Ученые представили полученные результаты в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Компьютерные вычисления показали, что звезды-монстры могли возникнуть в ходе слияния двух светил.

Самая большая звезда скопления - R136a1(иллюстрация Sephirohq/Wikipedia).

Туманность Тарантула в галактике Большое Магелланово Облако (слева) и расположенный в ней кластер R136 (в центре), содержащий самые большие звезды (справа), обнаруженные во Вселенной(иллюстрация European Southern Observatory).

"В скоплении R136 единовременно образуется очень много звезд-гигантов, которые часто объединяются в пары, — объясняет Банерджи. – Но плотность в кластере так высока, что нередко происходят столкновения. Вероятнее всего, эти ультрамассивные звезды появляются после столкновения двух таких гигантов".

"Полученное объяснение позволяет нам расслабиться, — добавляет Крупа. – Ведь больше не нужно пересматривать концепции универсального звездообразования".