Астрономы обнаружили в созвездии Змееносца скопление молекул сахара

© NASA

Радиотелескоп ALMA в чилийской пустыне Атакама обнаружил молекулы простейших сахаров у двойной звезды, расположенной в созвездии Змееносца и удаленной от нас на расстояние в 400 световых лет, заявляют астрономы в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

«В газопылевом диске, окружающем эту новорожденную звезду, мы нашли гликольальдегид - простейший сахар, похожий на тот, который мы добавляем в чай или кофе. Эти молекулы являются одним из основных компонентов РНК, которая, как и связанная с ней ДНК, является одним из «кирпичиков жизни», - заявил руководитель группы астрономов Йес Йоргенсен из Института Нильса Бора в Копенгагене (Дания).

Йоргенсен и его коллеги изучали химический состав протопланетного диска, окружающего двойную звезду IRAS 16293-2422, при помощи радиотелескопа ALMA в составе Европейской южной обсерватории в пустыне Атакама. ALMA работает в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне волн. Этот инструмент еще строится на высокогорном плато Чахнантор в Чили. К 2013 году, когда постройку планируется закончить, он будет состоять из 66 отдельных антенн-приемников.

Как отмечают ученые, газопылевой диск IRAS 16293-2422 практически невозможно изучать при помощи оптических и инфракрасных телескопов, так как его компоненты слишком холодны и темны для наблюдения с Земли. С другой стороны, это не является препятствием для радиотелескопов, работающих в субмиллиметровом диапазоне.

Авторы статьи провели серию наблюдений на ALMA в августе 2011 года и апреле 2012 года, сверили полученные данные с данными с радиотелескопа SMA и определили химический состав облака.

Помимо широко распространенных в космосе азота, угарного газа и других неорганических соединений, ученые натолкнулись на нечто неожиданное - большое количество органических молекул, в том числе карбоновые кислоты и простейший сахар - гликольальдегид. !zn