Американские военные опубликовали видео приземления таинственного космического «беспилотника»

Первая часть ролика демонстрируется в инфракрасном диапазоне, что позволяет заметить нагретые части «беспилотника». Согласно официальной версии, «беспилотник» - это тестовая модель космического корабля многоразового использования, позволяющая «обкатывать» технологию в отсутствии ушедших на покой шаттлов.

Спустя сутки после возвращения из 15-месячного пребывания на орбите многоразового космического «беспилотника» X-37B не утихают споры о целях нахождения в космосе этого американского корабля. Военные подробностей проекта не раскрывают, ограничиваясь констатацией очевидных фактов.

Видеозапись была сделана на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии 16 июня в 17:45 по местному времени во время приземления X-37B. Первая часть ролика демонстрируется в инфракрасном диапазоне, что позволяет заметить нагретые части «беспилотника» - нос и «брюхо».

После того как шасси X-37B касаются взлетно-посадочной полосы, инфракрасный режим видео отключается. С этого момента «беспилотник» уже почти ничем не напоминает космический корабль - скорее, своих пассажирских «братьев» из семейства Boeing. Впрочем, очевидно и сходство со знаменитыми шаттлами, последний из которых - Atlantis - завершил многолетнюю программу «Space Shuttle» полетом к МКС в июле 2011 года.

«Команда авиабазы Ванденберг за год проделала тяжелейшую работу по подготовке этого приземления. И теперь мы по праву наслаждаемся плодами своего труда», - заявил командующий 30-го подразделения 14-й воздушной армии ВВС США.

Комментариев о характере 15-месячной миссии X-37B американские военные не дают. Согласно официальной версии, «беспилотник» - это тестовая модель космического корабля многоразового использования, позволяющая «обкатывать» технологию в отсутствии ушедших на покой шаттлов.

«Учитывая завершение программы «Space Shuttle», X-37B - единственная возможность развивать наши космические технологии. А многоразовость корабля позволяет с куда меньшим риском производить испытания оборудования», - сказал один из руководителей программы подполковника Тома Макинтайра.

Многие эксперты не склонны верить военным и высказывают три основные версии существования проекта X-37B. Первая - «беспилотник» - это космический бомбардировщик, способный наносить удары с орбиты.

Однако эта версия не выдерживает критики. Дело в том, что для нанесения ударов по конкретным целям X-37B придется постоянно менять орбиту. А подобные маневры очень быстро «сожрут» ограниченные запасы топлива.

В прошлом году, во время запуска китайской орбитальной станции «Тяньгун-1», активно обсуждалось предположение о том, что X-37B имеет целью слежение за китайским аналогом МКС, отмечала BBC. Эксперты, впрочем, отмечают, что в данном случае шпионские способности X-37B раскрыть будет непросто: космические аппараты будут пролетать мимо друг друга на орбите с огромной скоростью.

К тому же орбиты X-37B и «Тяньгун-1» пересекаются лишь дважды, так что китайская станция будет находиться в поле зрения американского Беспилотника лишь непродолжительное время. С другой стороны, орбита X-37B проходит над территориями Ирана, Пакистана, Афганистана. Потому, эксперты признают, что если шпионаж и не является основной миссией беспилотника, он тем не менее способен по ходу движения собирать некоторые данные.

Еще одной причиной, по которой командование ВВС США поддерживает проект, - желание доказать руководству страны необходимость выделения финансирования на космическую программу. Возможно, именно поэтому второй полет X-37B стал рекордным - 468 дней против 225: президенту хотят показать небывалую выносливость и экономичность расходования беспилотником ресурсов. И таким образом спасти программу от закрытия.

Ряд экспертов при этом допускают, что X-37B - это действительно лишь тестовая площадка для отработки новых технологий. В таком случае открытым остается вопрос о том, почему военные так неохотно раскрывают данные о проекте. Объяснение может быть простым, считает эксперт из Федерации американских ученых Стивен Афтергуд: «Из истории предыдущих секретных проектов мы уже знаем, что тайны возникают там, где нет желания раскрывать реальные стоимости программ». !zn