Предоставление Украине рыночного статуса в антидемпинговых расследованиях, подписание протокола о взаимном доступе на рынки, открывающего дорогу к членству в ВТО, и, наконец, окончательно проголосованная Конгрессом США отмена дискриминационной поправки Джексона—Вэника — таков урожай Украины в отношениях с официальным Вашингтоном, добытый в течение нескольких последних недель. Учитывая, сколь непростым, а иногда и очень долгим (с реликтовой поправкой Киев воевал еще со времен провозглашения независимости) был путь Украины к достижению указанных целей, почти единовременное решение трех важнейших задач в отношениях с США выглядят значительным дипломатическим успехом. Этим справедливо гордятся причастные к тому члены правительства, дипломаты. Это признают и оппоненты нынешней власти с оговоркой, что совпадение не случайно. Речь, по их мнению, идет о поощрительных призах, выданных Вашингтоном своим киевским фаворитам накануне выборов. Как не без иронии высказался в частной беседе один из бывших высокопоставленных дипломатов, а ныне оппозиционер, «ради такого урожая мы готовы хоть каждый год проводить выборы».
Судя по всему, в данном случае присутствуют оба элемента: и некоторое совпадение, и ситуативная политическая воля, проявленная в нужный момент. Вопрос о поправке Джексона—Вэника на 100% политический. Вспомним, сколько раз нежелание ставить в Конгрессе вопрос о ее отмене для Украины обусловливалось проблемами, далеко выходящими за предмет самой поправки, коим являются гражданские права евреев. Например, антипатией и недоверием к режиму Кучмы, проблемами с реституцией собственности, некогда принадлежавшей украинским евреям. Помнится, во время выступления Виктора Ющенко в Конгрессе во время его визита в США в апреле 2005 года призыв президента Украины отменить архаичную поправку присутствующие встретили овацией. Однако прошло много месяцев, пока аплодисменты материализовались в результативное голосование.
Последним поводом, отсрочившим ожидаемое снятие поправки в конце прошлого года, стала активизация деятельности небезызвестной МАУП, руководство которой открыто проповедует антисемитские взгляды. Несмотря на то что ни один из нынешних руководителей Украины не имеет ныне отношения к этому экзотическому заведению, такие отношения некогда были, о чем напомнили в конце прошлого года конгрессмены, затормозив законопроект о снятии поправки с Украины в палате представителей после того, как сенат одобрил его еще 18 ноября.
Несмотря на приближение выборов в Украине, поддержка отмены поправки Джексона—Вэника в Конгрессе была далеко не единодушной. Значительные усилия бывших послов США в Украине Уильяма Миллера и Стивена Пайфера в пользу снятия поправки сталкивались с противодействием. Наконец, уже после достижения согласия о протоколе о доступе на рынки ситуация вышла из тупика и теперь Украина может постепенно забывать фамилии двух конгрессменов семидесятых годов, инициировавших более 30 лет назад законопроект, неприятность которого мы ощутили лишь после того, как причины, породившие его — ограничения выезда евреев из СССР, — сошли на нет.
Здесь важно отменить близость во времени решения по упомянутому протоколу и поправке. Они, безусловно, взаимосвязаны. Урегулирование взаимного доступа на рынки в процессе подготовки к членству в ВТО фактически снимает те ограничения, которые теоретически налагает поправка Джексона—Вэника. Вступление любой постсоветской страны в ВТО фактически упраздняет действие поправки, поэтому традиционно процедура ее снятия совпадает (или почти совпадает) со временем вступления соответствующей страны в ВТО. Так случалось в прошлом с Грузией, Кыргызстаном, Арменией и Молдовой.
Желание администрации США закрыть все вопросы, связанные с ВТО и поправкой Джексона—Вэника до выборов в Украине, было, между тем, очевидным, о чем свидетельствовали и специальное обращение к Конгрессу Кондолизы Райс, и высказывания сенатора Ричарда Лугара, который заявил после встречи с Борисом Тарасюком: «Мы приложили максимум усилий, чтобы президент Буш придал статус закона отмененной поправке Джексона—Вэника до парламентских выборов в Украине» (подпись президента — последний компонент законодательной процедуры).
Что же касается завершившейся несколькими неделями ранее процедуры по предоставлению Украине статуса страны с рыночной экономикой в антидемпинговых расследованиях, то здесь, кроме политической воли, имел место и четко регламентированный процедурный компонент, который вряд ли можно обойти чьим-либо волюнтаристским решением. Естественно, восьмимесячная процедура была начата при новой украинской власти, но сомнительно, чтобы кто-то заранее рассчитывал ее аккурат к мартовским выборам.
Рыночный статус Украина получила через четыре года после России, чего нельзя сказать о поправке и протоколе. Здесь Киев совершил значительный рывок вперед. Россия, с ее ситуацией с правами человека, растущей агрессивностью неоимперских амбиций, не имеет ныне шансов на результативное голосование в Конгрессе по снятию поправки Джексона—Вэника. Еще парочку «хамасов» в Москве, энергетических шоу и истерик по приднестровскому вопросу, и более популярной темой в Конгрессе станет вопрос об адекватности членства РФ в «группе восьми».
С протоколом по ВТО у Кремля тоже не очень-то складывается. По официальной интерпретации — из-за последовательной защиты российскими переговорщиками интересов национальных производителей. По более реалистичной — из-за нежелания РФ применять внутри страны сложившиеся на мировых рынках механизмы ценообразования.
Успех Украины сопровождается трудно скрываемым раздражением России. В Кремле, как и ранее, говорят, что Украина пошла на неоправданные уступки в открытии внутреннего рынка. В то же время следуют указания максимально форсировать собственный переговорный процесс, чтобы не позволить вступления нашей страны в ВТО раньше России. Для этого используется и дипломатический ресурс: среди самых несговорчивых переговорщиков с Украиной из оставшихся пяти членов рабочей группы — Армения и Кыргызстан, которые выдвигают Киеву, в том числе, требования, не относящиеся к повестке дня ВТО. Позиция этих стран чувствительна к дружеским рекомендациям России.
Среди безусловных преимуществ Кремля — способность провести через Госдуму любой, даже самый непопулярный, законопроект, необходимый для вступления в ВТО, чего не скажешь о правительстве и парламенте Украины. В переговорном процессе с зарубежными партнерами Киев обошел Москву, но это вовсе не гарантирует первенства на финише.