Соединенные Штаты Америки принадлежат к относительно немногочисленной группе стран мира, за развитием событий в которых другая часть человечества следит с особой заинтересованностью. Этот повышенный интерес отображает исключительно высокий «удельный вес» этого государства в мировой экономике и политике, который, по моему убеждению, сохранится и в долгосрочной перспективе. Вместе с тем возросшую конкуренцию США составляют новые мощные центры влияния. На позициях Соединенных Штатов в мире, их возможностях влиять на формирование повестки дня международного сообщества все заметнее сказываются сложные и довольно болезненные процессы, происходящие внутри страны.
Прежде всего это касается экономики. Вопреки осторожно-оптимистичсеким прогнозам 2011-й не стал годом «прорыва»: темпы развития американской экономики оставались довольно хлипкими, уровень безработицы - непривычно высоким, рынок недвижимости находился в состоянии стагнации. Абсолютное большинство аналитиков не видит оснований прогнозировать радикальное улучшение ситуации и в следующем году. Конечно, ожидаемое продолжение экономического роста в объединении с улучшением основных показателей деятельности американских компаний будет положительно контрастировать с турбулентностью еврозоны. Впрочем, темпы прогресса экономики, очевидно, останутся недостаточными для того, чтобы вывести ее из зоны риска. Основную угрозу США будет составлять нестабильность международных финансовых рынков. Финансовый кризис в зоне евро способен спровоцировать новый спад или по крайней мере резко замедлить экономическое восстановление, затронув прежде всего банковский сектор и ограничив возможности для экспорта американских товаров.
Возвращение экономики на путь стабильного развития усложняется и из-за прогрессирующего противостояния политических элит США, что мешает осуществлению эффективной фискальной политики. В следующем году температура политической жизни еще поползет вверх: с проведением первых праймериз в январе страна входит в фазу полномасштабной избирательной кампании, которая обещает быть чрезвычайно жесткой. Не только кандидат от республиканской партии поведет фронтальную атаку на Б. Обаму. Можно ожидать, что действующий президент также будет выстраивать свою избирательную стратегию преимущественно на критике оппонента и попытках доказать несовместимость идеологии республиканцев с интересами среднего класса.
Основным полем битвы, бесспорно, будет экономика, главнейшая проблема - трудоустройство. Для Б.Обамы критически важно удержать уровень безработицы на отметке ниже девяти процентов: для этого нужно, чтобы в США ежемесячно создавалось по меньшей мере 150 тыс. рабочих мест. Учитывая наличие у американского бизнеса достаточных финансовых ресурсов для расширения производства, такой прирост не является невозможным, но против этого срабатывает неуверенность деловых кругов в том, что худшее в экономике осталось позади.
И все же на этом этапе шансы Б.Обамы на переизбрание представляются вполне реальными, прежде всего, из-за уязвимости его возможных соперников. С другой стороны, республиканцы имеют шансы удержать осенью большинство в палате представителей и одержать контроль над сенатом. Если исходить из этого сценария, ситуация политического клинча сохранится в Вашингтоне и после выборов.
В центре межпартийных конфликтов - борьба за голоса избирателей, но, в сущности, нынешнее обострение партийного противостояния - одно из проявлений кризиса «общества общего благосостояния», построенного в США и других «индустриальных демократиях». В центре избирательных дискуссий и политической борьбы в 2012-2013 годах в США окажется группа действительно важных проблем, которыми должны быть: место государства в современном обществе; оптимальный размер государственного аппарата и его роль в регулировании экономики и общественных процессов; правильный баланс между ответственностью отдельного гражданина и социальной защитой. Ответы на эти вопросы во многом определят дальнейшее развитие американского общества, его способность эффективно противостоять вызовам глобализации, тектоническим демографическим сдвигам внутри страны, структурным изменениям в ее экономике.
Не менее серьезные задачи придется решать США на международной арене, причем делать это они будут вынуждены в условиях существенного уменьшения расходов на нужды военного и внешнеполитического ведомств, включая затраты на международную помощь. Режим экономии вместе с усталостью американского общества от затяжных и весьма затратных кампаний в Ираке и Афганистане заметно будет влиять на процесс принятия и содержание решений по безопасностным и международным вопросам. В прошлом году мы это увидели на примере Ливии, где США «делегировали» ведущую роль в проведении военной операции Франции и Великобритании.
Даже без проблем с финансированием следующий год будет для американской дипломатии довольно сложным. В постоянном внимании будет нуждаться Афганистан, где произойдет дальнейшее сокращение американского военного присутствия. Важным в этом смысле окажется опыт Ирака, где первые события после того, как американские войска оставили его территорию, не дают оснований для особого оптимизма. Мирное развитие Афганистана невозможно без стабильного и готового к сотрудничеству с США и НАТО Пакистана, но отношения Вашингтона с Исламабадом в последнее время заметно ухудшились. В тупик зашли попытки нейтрализовать влияние Ирана в регионе и не дать ему реализовать программу создания собственного ядерного оружия: ни один из подходов администрации США не дал продолжительного эффекта. Силовая же опция в американском исполнении похожа на крайне малодостоверную и, скорее всего, стала бы контрпродуктивной.
Внешнеполитическая команда Б.Обамы оказалась недостаточно подготовленной к масштабности событий «арабской весны». Она дала мощный толчок демократическим процессам в странах «более широкого Ближнего Востока» и вместе с тем дестабилизировала созданную США систему связей, которые позволяли сохранять определенную стабильность в этом взрывоопасном регионе. Складывается впечатление, что США все еще находятся на стадии определения оптимальной линии поведения в новых условиях, которые, в частности, характеризуются усилением влияния исламистских партий. Успех или его отсутствие в достижении этой цели скажется на перспективах контртеррористической деятельности и разблокирования процесса ближневосточного урегулирования. Впрочем, в последнее время центр внимания Вашингтона смещается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона: он привлекает США возможностями для торгово-экономического сотрудничества как наиболее динамичный регион мира (Соединенные Штаты внесли предложение о создании региональной зоны свободной торговли); здесь расположен Китай, рост политических и военных амбиций которого вызывает все большее беспокойство США; смена караула на севере Кореи может стимулировать США к новым попыткам унять ядерные амбиции Пхеньяна.
Несмотря на неопровержимую важность перечисленных проблем, особый интерес для нас будет представлять судьба «перезагрузки» отношений США с Россией, одной из наиболее раскрученных внешнеполитических инициатив Б.Обамы. В конце нынешнего года негатив, который уже определенное время скапливался в двусторонних отношениях (в частности по проблематике ПРО в Европе и иранскому досье), вышел наружу, вызвав обмен резкими заявлениями. Перспективы быстрого преодоления российско-американского охлаждения выглядят не очень обнадеживающе: как под углом решения спорных вопросов по сути, так и с учетом проведения избирательных кампаний в обеих странах, российская верхушка вряд ли откажется от проверенных методов разогрева электората с применением силовой риторики, а Б.Обама вряд ли захочет давать своим оппонентам лишний повод обвинять его в слабости из-за «уступчивости» авторитарному тандему.
В политике США относительно Украины не следует ожидать существенных изменений. К сожалению, наша страна оказалась на периферии внешнеполитических приоритетов США. Наши американские партнеры и в дальнейшем прагматично будут концентрировать внимание на конкретных вопросах двусторонних отношений, которые для них важны и могут быть представлены американскому избирателю как весомые достижения нынешней администрации (например, комплекс договоренностей в сфере ядерной безопасности). Чем больше будет таких значимых проектов, тем содержательнее будет считаться сотрудничество с Украиной в Вашингтоне. И наоборот. Существенную роль в этом смысле все еще способно играть деловое сотрудничество, в частности в энергетической сфере, но качественные изменения здесь возможны лишь при условии реального улучшения инвестиционного климата. В стратегическом плане США и в дальнейшем будут поддерживать европейскую интеграцию Украины, не забывая, однако, что первенство здесь принадлежит их европейским союзникам. В следующем году с обеих сторон Атлантики будут очень внимательно следить за подготовкой и проведением выборов в Украине: качество избирательного процесса, его транспарентность и соответствие международным стандартам станет своеобразным моментом истины, который определит характер наших дальнейших отношений с сообществом демократических наций.