На фоне заверений в неиссякаемой дружбе украинских и российских оружейников появление в российском корпоративном издании вполне недвусмысленного намека на несостоятельность славянской танкостроительной интеграции на первый взгляд показалось специалистам не столько некорректным, сколько эмоциональным порывом. Но только на первый взгляд. Украина и Россия на мировом рынке вооружений всегда были сначала конкурентами, а уж потом — партнерами. А танкостроители, которых на долгие годы развел украинско-пакистанский танковый контракт, особенно. В результате две постсоветские школы были вынуждены стать самодостаточными. У каждой была своя, пусть и не особо крупная вотчина. Украина продолжает промышлять на пакистанском рынке, через «Прогресс» (дочерняя фирма ГК «Укрспецэкспорт») участвуя в украинско-китайско-пакистанском проекте по налаживанию производства нового танка «Аль Халид». Россия, несмотря на проблемы с двигателями, добилась подписания контракта, предусматривающего налаживание производства танков Т-90С в Индии. Оба государства-поставщика стреляющей продукции подрабатывали и на рынках Ближнего Востока и Северной Африки, продавая, ремонтируя или модернизируя секонд-хэнд во вполне соизмеримых пропорциях. Набор услуг также был приблизительно равноценным, и потому выбор покупатели делали либо по политическим мотивам, либо отдавали предпочтение более проворной команде.
Новый развод вместо интеграции?
После танковых провалов в Малайзии и Греции, колебаний Турции, а также выводов военных экспертов о необходимости появления на рынке новой легкой бронетехники или тяжелых бронетранспортеров для миротворческих и антитеррористических миссий танкостроители двух государств впервые за долгие годы развода в ноябре прошлого года провели детальную прикидку возможностей совместных усилий на рынке. Теоретически все складывается, но практика диктует дополнительные условия.
Традиционными российскими преимуществами считались динамическая защита для танков, боеприпасы повышенной мощности системы управления и связи. Украинскими — успешные в условиях жаркого климата дизельные двигатели и механизмы заряжания. А также гибкие подходы к комплектации, предусматривающие поставки по желанию заказчика узлов из Франции или других стран Европы. Впрочем, после международного арбитража по поводу несанкционированного использования украинцами российской системы динамической защиты танков «Арена», стоившего Украине $ 11 млн., отечественные разработчики в пожарном порядке решили и эту задачу: миру был представлен комплекс встроенной динамической защиты с модулями «Нож». Последний позволяет защититься от всех типов противотанковых средств, прежде всего от бронебойных подкалиберных снарядов и «ударных ядер», атакующих танк с верхней полусферы. Украинские разработчики утверждают, что ни одна из ранее известных серийно выпускаемых систем динамической защиты не обладала таким эффектом. Более того, Соединенные Штаты уже закупили в Украине несколько танков, оснащенных «Ножами», чем на практике подтвердили, что технологические возможности Украины и России в танкостроении выровнялись. Если намерения переоснастить украинскую армию средствами связи натовских стандартов (о чем ныне переговоры ведутся сразу с несколькими западными фирмами) будут реализованы, через год-два диапазон украинских предложений существенно расширится (оснащение ВСУ иностранной связью предполагает ее производство в Киеве).
Более того, неожиданно ситуация начала резко меняться, причем не в пользу российских поставщиков…
«Лазерная тропа» и «режим превышения» для «Комбата»
У украинских спецэкспортеров неожиданно появился козырь. Киев создал управляемый танковый выстрел, способный с расстояния 5 км за 17 секунд пробить лобовую броню фактически любых ныне существующих танков. На недавно завершенных испытаниях украинский «Комбат» в лоб «прошил» башню танка Т-64 насквозь. У российских танков такого мощного высокоточного оружия нет. На языке торговцев оружием это означает, что на всех рынках, где два государства спорят за модернизацию постсоветских танков с пушкой 125 мм, Украина будет иметь неоспоримые преимущества. Пока речь идет о машинах Т-72,
Т-80 и Т-84.
Вообще «Комбат» — это явное внедрение в российскую боеприпасную вотчину: результаты испытаний намного превысили характеристики российского, а точнее, советского аналога — выстрела «Рефлекс». Для россиян это весьма обидный гол в ворота тульского Конструкторского бюро приборостроения (КБП). В принципе, мирового лидера в производстве высокоточных средств поражения.
Дело в том, что раньше только советская школа танкостроения разрабатывала танковые управляемые выстрелы, предназначающиеся для стрельбы через ствол. Западные школы делали ставки на неуправляемые выстрелы, развивая при этом такие характеристики танков, как оптику, стабилизацию башни, технологии создания ствола. И достигли неплохих результатов. В итоге неуправляемыми боеприпасами на дальности 3-4 км западные танки могут решить те же задачи. А на больших расстояниях задачи делегируются крупнокалиберной артиллерии, высокоточные артснаряды-моноблоки которой с реализацией принципа «выстрелил-забыл» ныне действительно превышают и российские, и украинские достижения. К ним российские военные специалисты относят прежде всего М712 Copperhead-2 (США), ADC (Франция), или BOSS (Швеция), предназначенные для стрельбы из всех 155-мм орудий и использующие радиолокационную систему наведения.
То есть у «Комбата» западных аналогов нет. Российские КБ за годы после распада СССР не представили ни одной новой разработки, возможно, занимаясь другими перспективными направлениями. Что касается основных советских аналогов — противотанковых управляемых ракет «Рефлекс» или «Зенит», украинский выстрел превышает их характеристики по бронепробиваемости почти в два раза вовсе не случайно. Причина довольно банальна: тандемная боевая часть украинского высокоточного выстрела превышает по весу советскую почти вдвое. Хитрость заключается в том, что управляемый снаряд разделен на две части, которые стыкуются в стволе непосредственно в момент выстрела. Украинские разработчики не скрывают, что при создании «Комбата» ими были использованы лучшие советские технологии. А если точнее, были удачно объединены технологии двух ведущих и конкурирующих КБ: тульского Конструкторского бюро приборостроения и московского Конструкторского бюро точного машиностроения. Например, у тульских разработчиков позаимствована идея «лазерной тропы» — когда лазерный луч светит в «хвост» ракеты и ведет ее к цели. Она выгодно отличается от подсветки лазером самой цели тем, что противник фактически не имеет возможности поставить помеху. Поскольку облучается не он, а сама ракета. Эта идея была известна и раньше, но украинские разработчики дополнили ее, использовав возможность прибора наведения осуществлять работу в «режиме превышения» лазерного луча над целью. Ее суть состоит в том, что ракета практически все время полета ведется над линией визирования, а автоматический режим осуществляет ее перевод непосредственно на цель всего за 0,3 с до момента поражения, не оставляя никаких шансов на поставку помех или иную реакцию противника.
Технология автоматической стыковки частей «Комбата» вкупе с «лазерной тропой» и сделала его оружием XXI века.
Многотонные снайперы и рынок
Российские эксперты признали слабую эффективность собственных управляемых ракет. Согласно их информации, бронепробиваемость, к примеру, созданной для 100-мм орудия БМП-3 ракеты «Аркан» при попадании в верхнюю половину зарубежного контейнера динамической защиты не превышает 100–150 мм. Вот что написало российское «Независимое военное обозрение» в середине прошлого года после анализа использования высокоточных боеприпасов в иракской военной кампании: «Кризис промышленности боеприпасов в сочетании с политикой, ориентированной на создание малоэффективных неуправляемых боеприпасов, способствует тому, что ВВС, ВМФ и СВ [РФ] в скором времени останутся без современного и перспективного оружия. Вопросов накопилось много, и они до сих пор остаются неразрешенными». Хотя в целом в украинской армии ситуация мало чем отличается, экспортные возможности по нескольким направлениям украинцам усилить все же удалось.
Украинские разработчики начали заниматься созданием высокоточных танковых выстрелов несколько лет назад, когда стало ясно, что современный танк, чтобы быть конкурентоспособным на рынке, должен стать высокоточным комплексом. Идея кооперации внутри Украины удалась, и, более того, «Комбат» оказался изделием относительно недорогим. Этот фактор вместе с техническими характеристиками сделал противотанковый выстрел довольно привлекательным на рынке. Его ранняя версия «Комбат-М» прошла и экспортное крещение, и «медные трубы» гособоронзаказа. Небольшое количество танковых выстрелов поступило и в украинскую армию. Но если предшественник «Комбат-М» предусматривал комплектацию некоторыми узлами неукраинского происхождения, то «Комбат» — плод исключительно отечественной кооперации, в которой участвует не менее десятка заводов. Сегодня серийное производство «Комбата» налажено на киевском заводе «Артем».
Эффект осуществленных поставок украинских высокоточных выстрелов ни спецэкспортеры, ни разработчики пока не комментируют. Однако отмечают: в создающейся серии высокоточных средств поражения уже прошли испытания подобные «Комбату» новые выстрелы для пушек других калибров. Например, для боевых машин пехоты и для танковых пушек натовского калибра.
С названиями стран-заказчиков разработчики тоже осторожничают. Но считают, что косвенными подтверждениями достоинств украинских высокоточных средств поражения является участие в проекте не только иностранных инвесторов из государств-импортеров, но даже украинских коммерческих структур. Кроме самих ракет, заказчику будут поставлены и тренажерные комплексы для обучения танкистов, которые намерены управлять многотонными снайперами. Появятся ли такие танки-снайперы в украинской армии повсеместно, пока большой вопрос, но в том, что они усилят бронетанковые мускулы некоторых иностранных государств, судя по заказам, уже ни у разработчиков, ни у спецэкспортеров сомнений нет.