После долгих недель сомнений Юлия Тимошенко все же решилась сделать шаг, который уже мало кто от нее ожидал. Премьер-министр вместе с президентом и спикером парламента таки подписала письмо к генсеку Североатлантического альянса Яапу де Хооп Схефферу с просьбой о присоединении Украины к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) на Бухарестском саммите этой организации. Таким образом, украинская сторона выполнила последнюю необходимую формальность для того, чтобы изменить рамки своего сотрудничества с альянсом. Теперь это письмо, переданное г-ну Схефферу в минувшую пятницу министром иностранных дел Украины Владимиром Огрызко, станет предметом обсуждения стран-членов этой евроатлантической организации.
Но вот о письме, датированном 11 января, украинские граждане почему-то узнали не из уст самих подписантов, а от американского сенатора Ричарда Лугара. (Причем, только 15 января.) Хуже не придумаешь, учитывая негативное отношение многих украинцев к Соединенным Штатам и НАТО. И вот уже оппоненты нынешнего политического руководства страны, например, объединенные эсдеки, трактуют решение о подписании письма как принятое под давлением Вашингтона. А ведь было бы правильнее, если бы Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк вышли на совместную пресс-конференцию и не просто рассказали согражданам об этом документе, но и пояснили свои мотивы. Либо Тимошенко, популярность которой стала еще большей после начавшейся выплаты компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР, сама бы рассказала о решении руководства страны в телеобращении к народу. Тогда эта новость была бы воспринята украинскими гражданами куда более спокойно. Но политики упустили эту возможность…
В свою очередь, оппозиционная Партия регионов, отметив в своем заявлении, что решение о получении членства в НАТО может принимать лишь народ, далее убеждала, что «только граждане Украины путем референдума могут изменить внеблоковый статус нашей державы, закрепленный в Основном Законе страны». Правда, регионалы, многократно наступая на грабли заявлений о нарушении Конституции нынешней властью, забывают указать ту конкретную статью Основного Закона, где говорится о внеблоковом статусе. Не потому ли, что ее нет и в помине и ни один из законов нашей страны не предусматривает внеблоковый или нейтральный статус Украины? Тем не менее подобное не мешает оппозиции разыгрывать эту карту. А в минувшую пятницу депутаты фракций Партии регионов и КПУ блокировали трибуну Верховной Рады, требуя от спикера Арсения Яценюка отозвать свою подпись под письмом относительно присоединения Украины к ПДЧ, поскольку это не отражает воли украинского народа.
Между тем подписание письма с просьбой о присоединении страны к ПДЧ — хотя и запоздалый, но вполне естественный для Киева шаг. Ведь принятый летом 2003-го Закон «Об основах национальной безопасности», за который, кстати, проголосовала и Партия регионов, предусматривает вступление нашей страны в НАТО. А нынешний формат отношений Украины и альянса, существующий в рамках Плана действий (ПД) и Интенсифицированного диалога (ИД), давно себя исчерпал. Напомним, что ИД рассчитан на год-полтора. А Киев ведет его с Брюсселем вот уже без малого три года.
Хотя следующий за Интенсифицированным диалогом ПДЧ является последним подготовительным этапом перед вступлением страны в альянс, тем не менее План действий относительно членства в НАТО ни к чему не обязывает Брюссель. Ведь, как известно, талон на калоши — еще не калоши. А ПДЧ — это только домашнее задание, ежегодный перечень реформ, которые государство обязуется выполнить для соответствия высоким критериям стран, входящих в трансатлантическое сообщество. При этом 90% необходимых мероприятий касаются политических и экономических вопросов, и лишь 10% — военной и правовой сферы, реформирования сектора безопасности. Иными словами, присоединение к ПДЧ — это обязательство проводить те реформы, в которых так заинтересованы украинцы, но которые не спешат осуществлять наши власти.
По своей структуре ПДЧ очень похож на Целевой план на 2007 год. Его наша страна выполняла в рамках Плана действий Украина—НАТО и Интенсифицированного диалога. Точно так же Украина самостоятельно ежегодно разрабатывает документ, а позже согласовывает его с НАТО. Основное отличие Плана заключается в том, что Украина будет самостоятельно определять для себя приоритетные задачи и сроки достижения поставленных целей. В этой ситуации НАТО лишь оценивает тот прогресс, который достигла наша страна в той или иной сфере. При этом ПДЧ может длиться всего несколько лет, как это произошло в случае балтийских стран. А может растянуться и на куда больший срок. Хорватия выполняет его с 2002 года, а вот Албания и Македония — с 1999-го. И только в нынешнем году на Бухарестском саммите НАТО «балканская троица», возможно, получит приглашение от альянса стать полноценным членом этой организации.
После того как президент, премьер-министр и спикер подписали письмо, а министр иностранных дел передал его в руки генсека НАТО, официальный Киев ожидает реакции альянса. Ранее Яап де Хооп Схеффер сказал, что не знает, какие решения по Украине и Грузии могут быть приняты в Бухаресте, но лично он считает, что для взаимодействия с этими странами нужно до конца использовать потенциал имеющихся инструментов: особого партнерства и углубленного диалога.
Надежды вселяет позиция Вашингтона, где выступают за предоставление ПДЧ. Да и соседние с Украиной страны поддерживают намерение Киева. Но также известно, что в силу разных причин ряд членов организации — Франция, Германия, Испания и др.— против присоединения Украины к ПДЧ. Кто-то не хочет усиления американских позиций в альянсе. Кого-то смущает российский фактор, а кого-то — непоследовательность украинской власти. И даже симпатики Киева признаются, что они сомневаются, что у украинского руководства есть политическая воля проводить необходимые экономические и политические реформы, укреплять демократию и верховенство права, бороться с коррупцией. Наконец, нет у них уверенности и в готовности украинской элиты разделять ценности, общие для стран трансатлантического сообщества.
Эти сомнения сегодня во многом определяют позицию украинских партнеров по НАТО в ситуации, когда надо принимать решения с необратимыми последствиями. Ведь хотя в Киеве и Брюсселе постоянно повторяют, что присоединение к ПДЧ не означает гарантии получения членства, все же это предоставление Плана свидетельствует о серьезности намерений государства. Но альянс не хочет давать ПДЧ стране, руководство которой непоследовательно в своих заявлениях и действиях. А в столицах стран-членов НАТО не забыли о том, как, несмотря на подписанный «Универсал национального единства», Виктор Янукович своим единоличным решением резко изменил внешнюю политику Украины осенью 2006 года. (Именно эти опасения во многом и стали причиной того, что от украинского руководства страны-члены альянса хотели получить письмо, подписанное президентом, премьер-министров и спикером.) Не забывают натовские политики и отсутствие со стороны власти серьезной работы по информированию населения.
Сегодня президент поставил перед украинской дипломатией задачу, чтобы Украина получила ПДЧ на апрельском саммите НАТО в Бухаресте. И в этой связи не лишено смысла предложение главы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолия Гриценко, чтобы Юлия Тимошенко, как один из наиболее популярных в стране политиков, совершила в ближайшее время визит в Брюссель и непосредственно обратилась к руководству альянса по этому вопросу.
О том, каким будет решение, опосредованно можно будет судить по результатам встречи министров обороны альянса в Вильнюсе в феврале (в рамках этой встречи планируется заседание комиссии Украина—НАТО (КУН) на уровне глав оборонных ведомств), а также заседания министров иностранных дел, которое состоится в марте в Брюсселе. Теоретически присоединение может произойти не только на саммите в Бухаресте, но и позже, на заседании КУН на уровне послов: внутренние процедуры структуры не предусматривают в этом вопросе подробно расписанные действия сторон. Принятие решения может быть перенесено и на 2009 год. Но в нынешней ситуация все это будет выглядеть как поражение сторонников курса евроатлантической интеграции Украины. А противники вступления нашей страны в альянс получат дополнительный аргумент в пользу своей позиции: дескать, зачем идти в организацию, где нас не хотят видеть. И неизвестно, рискнут ли украинские политики еще когда-нибудь поднять вопрос о присоединении Украины к Плану действий относительно членства в НАТО, если поставленная цель не будет достигнута в Бухаресте.