После прошлогоднего июльского обыска в офисе харьковский экс-губернатор Арсен Аваков заявил о намерении баллотироваться в Верховную Раду. После январского обыска у него дома в этом году стало ясно: участвовать в выборах он будет заочно и дистанционно - из-за границы. Иначе - арест.
«Можно жить в Сан-Тропе и оттуда смотреть и писать гневные «письма издалека»? Нет, нельзя. Потому что мне это небезразлично. Слишком большое количество людей я узнал в эти пять лет и вижу, что в харьковской политике, пожалуй, слишком много зависит и от моей позиции в том числе. Потому эта позиция есть, и еще будет долго!» (Арсен Аваков, ИА «Мост-Харьков», апрель 2010 года.)
Сегодня эти слова Авакова, сказанные вскоре после его ухода из обладминистрации и после президентских выборов, кажутся то ли чересчур наивными, то ли не совсем искренними. Последние два-три месяца он находится за границей. Оттуда пишет обличительные блоги и делает громкие заявления. Оттуда общается с соратниками. Оттуда дает крайне редкие интервью лояльным СМИ.
Его слова о тотальном и жестком контроле власти, сказанные в ноябре 2010-го на митинге «За честные выборы», так и остались словами. Сам Аваков - нечастый гость в сессионном зале. Фракция «Батьківщини» ни в областном, ни в городском совете не смогла добиться прозрачности ни при принятии бюджета и распределении бюджетных средств, ни в решениях по земле и коммунальной собственности, ни в формировании тарифов. Да и не особо добивалась. Белосердечные далеко не всегда декларировали свою позицию по ключевым вопросам, а сама позиция не всегда подкреплялась качественным экспертным анализом и (или) профессионально подготовленным альтернативным проектом решения. Большинство депутатов, в том числе и глава городской организации «Батьківщини» Андрей Руденко, предпочитали не выступать или не ходить на сессии вообще. Летом прошлого года после масок-шоу на «Хлебо-заводе «Салтовский», который он тогда возглавлял, Руденко, похоже, окончательно и бесповоротно попрощался с репутацией записного оппозиционера и примкнул к «молчунам-прогульщикам». А «Батьківщина» потеряла перспективного кандидата-мажоритарщика: у Руденко были хорошие шансы, если не выиграть выборы по Московскому району, то серьезно попортить результат регионалу Дмитрию Святашу, который уже оживляется на своем старом округе.
Перевод Тимошенко в Качановскую колонию заставил харьковский партактив «Батьківщини» напрячься и активизироваться. Правда, с «встречей» кортежа, который доставил экс-премьера из Лукьяновки, неувязочка вышла: флаги развернули не перед процессией, а вслед ей. Зато Новый год тимошенковцы честно встретили под колонией. А агитпалатки, установленные ими в первых числах января, вкупе с обещанием бессрочной акции протеста, заставили напрячься власть и спровоцировали настоящую «качановскую аномалию». В один день возле колонии внезапно обнаружилась авария на канализационном коллекторе, послужившая предлогом для судебного запрета любых акций «Батьківщини», псевдопожар в заброшенном двухэтажном доме напротив Качановки, тушить который приехали 4 (четыре!) пожарных расчета, поломка автобуса аккурат перед воротами колонии и прочие странные недоразумения. Но тимошенковцы исправно продолжали делать свое дело: одни собирали в близлежащих районах подписи за выдвижение ЮВТ на Нобелевскую премию мира, другие приходили к колонии и обклеивали эмблемами БЮТ и портретами Тимошенко ворота и коммунальную технику, украшали розами близстоящее дерево и т.д. Их было немного - несколько сотен по праздникам, от десятка до человек тридцати по будням. Но они были.
Как утверждают в «Батьківщині», именно это и простимулировало дело Авакова: «когда оппозиционные силы начали открыто, не боясь местных князьков, выражать свою позицию, уже и киевской власти стало неуютно».
Слышали шутку дня? Прокуратура подарила Добкину на день рождения дело Авакова. (Из разговоров в журналистских курилках, январь 2012 года.)
Прокуратура Харьковской области возбудила дело в отношении губернатора бывшего 26 января, в день, когда день рождения отмечал губернатор нынешний. Статья 365, часть 3 - превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия.
Но само словосочетание «дело Авакова» взбудоражило харьковское информпространство с легкой руки облгосадминистрации двумя неделями раньше.
11 января на официальном сайте облпрокуратуры и на сайте ХОГА появились сообщения об уголовном деле, возбужденном в отношении бывших высокопоставленных должностных лиц облгос-администрации и главного управления Госкомзема в Харьковской области по факту незаконного отчуждения в течение 2009 года земель государственной собственности путем злоупотребления служебным положением, повлекшем тяжкие последствия, и по факту служебного подлога по ч. 2 ст. 364 и ч. 2 ст. 366 УК.
Но обладминистрация, в отличие от прокуратуры, не ограничилась этой сухой безликой информацией. В конце сообщения на сайте ХОГА прямо упоминалась фамилия Авакова: «Государственные акты, на основании которых одно из обществ с ограниченной ответственностью приобрело право собственности на земельные участки с незаконно измененным целевым назначением, подписаны лично бывшим председателем облгосадминистрации Аваковым А.Б».
На следующий день там же появилось разъяснение от начальника главного юридического управления ХОГА Константина Прокопьева, разъяснявшего, в чем именно состояло нарушение. По его словам, госакты были подготовлены и выданы на основании распоряжения Авакова, которое на тот момент уже утратило силу и не могло быть основанием для оформления и выдачи государственных актов. «Эти государственные акты были изданы с грубым нарушением земельного законодательства Украины, без изменения в установленном законом порядке целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта и связи. Согласно постановлению Кабмина Украины от 11 апреля 2002 года № 502, если изменение целевого назначения касается земель более 10 га или особо ценных земель, то такое изменение проводится по решению Кабинета министров Украины. Во время подготовки и выдачи данных государственных актов областная государственная администрация не направляла представления в Кабмин, и решение об изменении целевого назначения этих земельных участков Кабинетом министров Украины не принималось», - утверждал Прокопьев.
В обладминистрации категорически отвергают даже намеки на политическую подоплеку дела. При этом высокие должностные лица, что называется, «путаются в показаниях».
Например, Добкин утверждает, что он лично обратился в прокуратуру. А его зам и глава межведомственной рабочей группы по вопросам рационального и эффективного использования земель и предотвращения нарушения земельного законодательства Василий Хома уверяет, что это - результат «системной работы прокуратуры», и информации о том, что инициатива исходила от ХОГА, у него нет.
Еще любопытнее с ответом на простой вопрос, почему нарушение при выдаче госактов, датированных летом 2009-го, обнаружили при инвентаризации только в конце 2011-го, хотя, как уверяет начальник ГУ Госкомзема в Харьковской области Михаил Клепач, такая же инвентаризация госактов на землю проходила и в конце 2010 года.
«Тогда... тогда просто его не обнаружили, а обнаружили сейчас», - объяснил он журналистам.
Еще один примечательный момент - оперативность, демонстрируемая в этом случае прокуратурой, которая традиционно в упор не видит ничего противоправного ни в получении многомиллионных кредитов убыточными КП под залог коммунальной собственности, ни в том, что площадь парка Горького за пять лет сократилась на четверть, ни в многолетнем срыве платежей за трамваи и троллейбусы, купленные в лизинг.
По официальной версии, ХОГА обратилась 3 января. Через три дня, 6 января, прокуратура уже возбудила первое дело. По факту. А уже 26-го января она получила достаточно материалов для возбуждения уголовного дела в отношении Авакова (в отношении ос-тальных, кто так или иначе принимал участие в подготовке документа, таких материалов недостаточно до сих пор). Утром 31 января в квартире, где Аваков не живет уже несколько лет, начался обыск. Днем с обыском пришли на квартиру, где он зарегистрирован. Вечером пресс-служба облпрокуратуры сообщила, что Аваков привлечен в качестве обвиняемого по делу, объявлен в международный розыск, и суд по представлению следователя прокуратуры избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу. (Хотя, как утверждает адвокат Авакова Юрий Вишневецкий, оснований для объявления в розыск и избрания меры пресечения не было хотя бы потому, что повесток в прокуратуру для участия в следственных действиях его клиент не получал ни лично, ни через членов семьи.)
Партия регионов приблизилась к задекларированной цели: выиграть выборы во всех мажоритарных округах Харькова и области.
«Я уверен, что задача, которую мы поставим перед собой, - это победа во всех 14 избирательных округах». (Из выступления главы ХОО ПР Михаила Добкина на партконференции, январь 2011 г.)
Своих планов идти в Раду по мажоритарке Аваков не скрывал. Округ, правда, не называл. Но в околополитических кругах бытовало стойкое убеждение, что он намерен баллотироваться по Дзержинскому району Харькова, в котором народ традиционно меньше голосует за регионалов и больше - за их оппонентов. Именно в этом районе Аваков показал хороший результат на выборах мэра в 2010-м и имел все шансы победить в 2012-м. И, похоже, именно на этот округ местная власть активно двигает «варяга» Валерия Писаренко. Официальный сайт горсовета об экс-тимошенковце вспоминает и цитирует его чаще, чем иных заместителей мэра. Последние минимум полгода без него тут ни храмы не освятятся, ни королева красоты не объявится. На чествовании футболистов - он, на передаче львенка зоопарку - он, на педконференции - он, на открытии ясельной группы в садике - тоже он. Как Кернес. За что и прозван брелком.
Впрочем, сам Аваков уже после обысков и объявления в розыск заявил, что Дзержинский район в его предвыборные планы не входил, а Писаренко просто использовал знаменитый региональный тандем Кернес-Добкин.
«Пригласить баллотироваться по мажоритарному округу в Харь-кове некоего депутата Писаренко, друга и соратника господина Портнова, заместителя главы администрации президента по юридическим вопросам. Пригласить, пообещав тотальную поддержку и убедительную победу. А потом объявить уважаемому кандидату, что есть «такая маленькая проблемка» - некий Аваков, у которого, как неожиданно оказалось, по «вашему» Дзержинскому округу стартовый рейтинг 30%. Надо что-то делать... Включайтесь! Примитивно? А у них, кернесов, это фирменный стиль! Чем примитивнее, чем грубее - тем эффективнее. Кстати, господину Писа-рен-ко соврали, что Аваков планировал баллотироваться по тому же округу! Аваков как раз рассматривал совсем иной округ. Но ведь главное - натравить на Авакова еще одного оппонента. И оппонент послушно «натравился»!», - сказал Аваков в интервью интернет-обозрению «Главное», которое входит в оставшиеся у него медиаактивы.
Вопроса «а была ли его подпись под госактами и как, если была, она могла там появиться», в той части интервью, которая была опубликована на момент подготовки материала, не было. Ответа, соответственно, тоже. Прокуратура свой вариант ответа на этот вопрос пока не озвучивает. Так же, как не объясняет, почему следствие ходатайствовало о взятии Авакова под стражу...
Как бы там ни было, факт остается фактом. У «Батьківщини» налицо дефицит сильных кандидатов по мажоритарке в Харькове и области, в отличие от ПР, где, судя по всему, идет активная борьба за выдвижение между местными и «варягами». Арест, нависший над Аваковым дамокловым мечом, сильно усложняет его личное участие в кампании в принципе. Дело, возбужденное против него, имеет еще один важный аспект - психологический. Оно может просто деморализовать однопартийцев и сторонников, в том числе и потенциальных - тех, кто разочаровался в нынешней власти и для кого Аваков олицетворяет пусть и не идеальную, но вполне реальную альтернативу. В результате первые могут сдаться еще до начала кампании, а вторые - просто не пойти на выборы. И то, и другое на руку регионалам. Чем ниже явка протестного электората, тем лучше их результат. Поэтому первоочередная задача оппозиции - найти аргументы, чтобы убедить недовольных прийти на выборы. Другая - не менее важная - закладывать основу для защиты результата выборов, подбирать и готовить людей для работы в комиссиях уже сейчас, не дожидаясь официального старта кампании.