Нужно изменить законодательство и четко определить основания для введения и ликвидации военных администраций в громадах — Ганущак

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Нужно изменить законодательство и четко определить основания для введения и ликвидации военных администраций в громадах — Ганущак © Юрій Ганущак/facebook
Практика игнорирования Конституции в данном контексте началась в 2015 году, но тогда это было о госбезопасности. А сейчас – это политика и желание добраться до местных бюджетов.

Банковая с помощью ручных судей пытается отстранить от должностей мэров разных городов Украины и заменить их военной администрацией. Ситуацию, в которой центральная власть подменяет Конституцию, парламент и Европейскую хартию местного самоуправления, прокомментировал директор Института развития территорий Юрий Ганущак в статье Инны Ведерниковой «Кулак власти. Соберет ли президент СНБО из-за решений судов, отстраняющих от должностей мэров и забирающих полномочия у местных рад?».

«Это яркий пример того, что пренебрежение Конституцией, Европейской хартией местного самоуправления обязательно проявляется в самых уродливых формах. Если преобразование местных государственных администраций в военные оправданно с учетом того, что это — органы исполнительной власти, то ликвидация полноценных органов местного самоуправления на уровне громад не имеет никаких рациональных оснований», – отметил Ганущак.

Он отметил, что такая практика игнорирования норм Конституции — не изобретение нынешней власти. На самом деле она началась еще в 2015 году с принятия закона «О военных государственных администрациях». Но если тогда были хотя бы соображения государственной безопасности, то введение военной администрации в Черниговской громаде в зоне, далекой от боевых действий, объясняет Ганущак, четко указывает как на политические мотивы этого решения, так и на банальное желание бесконтрольно расходовать публичные средства неконституционным способом.

«Однако создание военной администрации населенного пункта без передачи ей самоуправляемых полномочий, то есть замены ею органов местного самоуправления, обязательно создает конфликтную ситуацию. Ведь сугубо государственные функции, в первую очередь безопасностные, вполне покрывают военные администрации на уровне района, а также территориальные органы ЦОИВ на этих уровнях в соответствии с компетенцией. А самоуправляемые — орган местного самоуправления, каковым в этом случае является Черниговская городская рада», – сказал директор Института развития территорий.

По его словам, законодатель старался поставить заслон от возможного произвола со стороны военной администрации населенного пункта тем, что передача самоуправляемых полномочий осуществляется только отдельным решением Верховной Рады, чего в случае Чернигова не произошло. Но такая нормативная конструкция, как отметил Ганущак, очевидно, является неустойчивой, поскольку порождает правовую неопределенность в полномочиях органов власти.

Он объяснил, что указанная проблема возникла, в частности, вследствие остановки реформы территориальной организации власти, прежде всего из-за отсутствия реформирования местных государственных администраций, предусмотренного законопроектом № 4298. Этот законопроект четко разграничивает не только полномочия органов исполнительной власти, но и определяет четкий функционал местных государственных администраций.

«Практика его применения показала бы неуместность создания военных администраций на уровне громад, поскольку законность деятельности органов местного самоуправления обеспечивалась бы эффективным контролем со стороны именно местных органов исполнительной власти общей компетенции, которыми должны быть местные государственные администрации», – отметил Ганущак.

По его словам, очевидно, что нужно вносить изменения в законодательство в части определения четких обстоятельств как для ввода военных администраций в громады, так и их вывода после прекращения действия таких обстоятельств. Оправданным, как отметил директор Института развития территорий, выглядит наличие таких администраций на только что деоккупированных территориях до восстановления должной безопасностной, социальной и коммунальной инфраструктуры.

«Черниговский прецедент также выявил серьезные проблемы в реформировании судебной ветви власти. Решение окружного суда, нарушающее фундаментальные конституционные нормы, свидетельствует либо о низкой правовой квалификации судей, либо о сохранении их зависимости от других институтов власти. Учитывая, что реформа местных государственных администраций именно на суды возлагает миссию решения споров между исполнительной властью и местным самоуправлением, повышение квалификации судей приобретает актуальность», – подытожил Ганущак.

Пока с одной стороны Банковая рассказывает о необходимости проверять на телеграфе добропорядочность судей, с другой – с помощью этих самых судьей она успешно добирается до местных бюджетов, нейтрализуя при этом местные власти. Какую цель преследует Банковая читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме