Об этом сегодня на страницах Frankfurter Allgemeine Zeitung пишет Конрад Шуллер. Он напоминает, что будучи еще советником президента Украины по вопросам внешней политики, Валерий Чалый обвинил Францию и Германию в том, что они заставили украинскую сторону подписать невыгодные минские соглашения. Хотя, по его словам, и Ангела Меркель, и Франсуа Олланд хорошо понимали, что Москва не собирается выполнять документ и выводить свои войска из Донбасса.
Но при этом, европейские лидеры настаивали на том, чтобы Киев выполнил со своей стороны все положения, включительно с предоставлением специального статуса оккупированным территориям на Востоке Украины. Также должна произойти легализация так называемого "народного ополчения" и переформатирование его в "народную милицию", а также предоставление права сепаратистскому региону налаживать отдельные экономические и политические связи с Россией.
В настоящее время обвинения в адрес Запада озвучивает заместитель председателя Верховной Рады Оксана Сыроед. Она рассказала Frankfurter Allgemeine Zeitung о том, что перед самым голосованием по конституционным изменениям и децентрализации 14 июля, президенту Петру Порошенко позвонили канцлер Германии и президент Франции и "заставили" его внести в законопроект изменения, которые придают так называемый "особый статус" оккупированным Россией территориям на Востоке Украины.
"Это было навязано нашими союзниками", - утверждает украинский чиновник.
По ее словам, статус оккупированных территорий должен быть зафиксирован отдельным законом, который уже разработан. Сыроед объясняет, что в случае возникновения сепаратистской автономии в Донбассе, она с ее "народной милицией" из российских солдат и террористов станет фактически "оружием в руках России". И внесение изменений в Конституцию, которые позволят создать такую марионетку в составе украинского государства, превратит основной закон Украины в инструмент Кремля.
Издание пишет, что давление со стороны Меркель и Олланда на украинского президента, скорее всего, не выдумка. Поскольку на официальных сайтах ведомств обеих европейских лидеров были опубликованы призывы к Киеву принять такие изменения. Более того, в Вашингтоне также призвали предоставить оккупированным территориям специальный статус. Эти призывы озвучила Виктория Нуланд.
По словам Сыроед, в украинских интересах сегодня было бы официально признать захваченные территории Донецкой и Луганской областей оккупированными, отгородиться от них и пытаться сосуществовать некоторое время. В это же время, давление Запада дает толчок для раскола среди прозападных украинских сил в парламенте. Если он углубится, Порошенко, возможно, придется даже пойти на договоренность с бывшими соратниками Виктора Януковича в парламенте, чтобы сохранить большинство в Верховной Раде. А это навредит проевропейскому курсу Киева, и первопричиной этого станет сама Европа.
С другой стороны, законодательные документы относительно статуса Донбасса до сих пор не подписаны президентом Украины и не известно, когда это произойдет. В это же время, Россия позволяет себе выдвигать немыслимые предложения по изменению украинского законодательства. В частности, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров хочет обсуждения Конституции Украины в "нормандском формате". Российский министр также отметил, что РФ подготовила свой документ, в котором "проанализировала" выполнение Украиной "Минских соглашений", и хочет представить его в "Нормандском формате".
Как сообщалось, министр иностранных дел Украины Павел Климкин созывает "Нормандскую четверку" из-за эскалации конфликта в Донбассе.
"Нормандская четверка" (представители Германии, Франции, Украины и России) собирается в разных форматах на протяжении года. Одной из главных договоренностей четверки стало отведение тяжелого оборудования от линии соприкосновения, однако даже оно не было выполнено до сих пор.
Ранее Конституционный суд одобрил предоставление отдельным регионам Донбасс т.н. "особого статуса". Высшее руководство страны настойчиво опровергают наличие "особого статуса" для оккупированных регионов Донбасса.
Сергей Рахманин в статье для ZN.UA, анализируя вопрос, что означают направленные Радой в КС изменения в Конституцию, прогнозирует, что Киев будет вынужден принять постоянное законодательство об "особом статусе" Донбасса согласно с Минскими договоренностями и отмечает, что 11-й пункт Минских соглашений предусматривает "принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей согласно мероприятий, указанных в примечаниях (прим.1) до конца 2015 года".