Профессия, которая меняет будущее нации: правдивые истории

ZN.UA
Поделиться
Профессия, которая меняет будущее нации: правдивые истории © depositphotos/ billiondigital

Сегодня есть непафосная и почти невидимая профессия, которая меняет жизнь и влияет на будущее нации. Чтобы стать таким специалистом, Елена Полнарева оставила очень успешную работу руководителя отдела маркетинга и бренд-менеджера в крупной компании и больше года работала бесплатно. Потому что решила: отныне смысл ее жизни — помогать подросткам расправить крылья, чтобы те стали успешными и счастливыми людьми. Сейчас детей, прослушавших ее курс, уже больше 400.

Елена Полнарева
Елена Полнарева

Елена помогает подросткам понять, какой профессиональный путь выбрать; почувствовать, к чему именно тяготеет сердце и есть дар, а еще уберечься от ошибок.

«Я любила свою работу в маркетинге. Была и бренд-менеджером в крупных международных компаниях, и руководителем отдела маркетинга. Но за 20 лет работы поняла, что хочется помогать другим и для этого у меня есть знание профессий и психологии. Сама себе провела профориентацию, а еще училась. Тогда каждый день задавала себе те вопросы, которые теперь задаю подросткам: что мне нравится, что вдохновляет, от чего я счастлива, что получается хорошо?» — говорит Елена.

Начиналось все очень медленно и сложно: весь первый год Елена работала без оплаты, нарабатывала методику, опыт. Месяцев через восемь-девять первая мама сказала ей: «Давайте я вам заплачу, сбросьте номер карточки, потому что такая работа не может быть бесплатной, вы нам очень помогли».

Елена видела результат работы — появилась уверенность в своем методе и деятельности. Создала курс. Затем сплотила команду, с которой улучшает уникальную, реально работающую методику.

Психотипы, высшее образование, рынок труда: есть ли между ними контакт?

Катя была уверена на 100%, что поступать надо на банковское дело. Работа в банке казалась стабильной и солидной.

Марине легко давалась математика, поэтому логично было поступать на программирование. Да и зарплаты у программистов — просто мечта! Дмитрий поступал на юридический, потому что видел себя предпринимателем, а родители считали, что юрист — это «то, что реально прокормит». Общее — то, что когда они получили диплом и начали работать, то быстро поняли, что ошиблись. Что работа в банке стабильная, но совсем не интересна Кате. А Марине нисколько не подходит робота программиста: она — экстраверт, организатор. И как она ни уговаривала себя, рассматривая вакансии с зарплатами больше 2 тыс. долл., это не помогало. Дмитрий бросил юридический на втором курсе, потому что увидел, что не хочет целыми днями учить законодательство и разбирать юридические тонкости.

«Большинство родителей до сих пор даже не знают, что есть специалисты, помогающие подросткам сохранить время, потраченное ими на явно провальный выбор профессии, которая им совсем не подходит. Для этого мы анализируем тип личности, склонность к деятельности. Подростки пробуют разные варианты, посещают уникальные встречи со специалистами в профессии, о которой мечтают, где узнают не о праздничном имидже специальности, а о ее буднях, сложности, особенностях. Родителям это помогает сэкономить средства на платное образование, которое не понадобится в жизни ребенка и не принесет ему никакой сатисфакции», — говорит Елена.

Путь в мир профориентологии у нее был немного странным. Первая консультация состоялась в ее авто. Елена подвозила сотрудницу к офису, а та попросила рассказать ее сыну о работе маркетолога — через несколько месяцев поступать, а он не знает, куда. А поскольку сотрудница работала в бухгалтерии и знала, какие зарплаты у маркетологов, в частности у Елены, то решила, что сыну такая хорошая работа подойдет.

Елена тогда просто презентовала мальчику «плюсы» и «минусы» своей работы. И как-то между прочим расспросила о характере, задала некоторые вопросы, ответы на которые очертили тип его личности. И поняла: эта профессия мальчику не подойдет. Это был где-то 2006 год. И подросток в конце концов выбрал не маркетинг.

А потом другие коллеги начали обращаться к Елене. Обращений было много, потому что в компании тогда работало больше 200 человек. Дальше — знакомые знакомых. К Елене шли десятки родителей, она проводила бесплатные консультации для подростков, но никогда не относилась серьезно к этому хобби. Но наконец пришло озарение: выбор профессии — массовая проблема.

«Раньше мне не приходило в голову посмотреть на это как на работу. Я просто рассказывала о том, что знала, — говорит Елена. — 12 июля четыре года назад я решила, что помогать выбирать профессию станет моим основным занятием. Что я не буду совмещать консультации и работу в маркетинге. Было много учебы, десятки интервью со специалистами и оттачивание методики. Многие годы я изучаю психологию, особенно типирование личности и типологии, по которым в других странах выбирают профессии и специалистов. Теперь я работаю над исследованием в области психологии и коучинга именно по профессиональной ориентации.

Профориентолог — это как врач, помогающий провести диагностику и профилактику для здоровья будущей карьеры. Поэтому мне захотелось помогать детям сознательно выбирать профессию. Чтобы они заранее, еще до поступления в ВУЗ и «наломанных дров», смогли понять, понравится ли им эта работа, какая у нее перспектива и какую зарплату может принести. Именно этого хотят и из-за этого по ночам не спят мамы абитуриентов, не так ли? Не случайно говорю «мамы»: интересно, что за четыре года за курсами для ребенка обратилось всего четверо отцов».

Как подростку выбрать из десяти вариантов?

С подростками Елена работает лично, хотя у каждого из них есть еще свои консультанты, кураторы: «Мы ожидаем, что подросток, который уже выглядит почти как взрослый человек, будет проявлять ответственность и самостоятельно интересоваться профессиями, анализировать — нравится это или нет. Но в реальности так случается редко.

Родители постоянно спрашивают: почему он или она ничем не интересуются, кроме игр? Время уже задуматься, что делать после школы, куда поступать! И чтобы было из чего выбирать, важно «познакомиться» с разными профессиями. А как ребенок может это сделать?

Конечно, сначала нужно вычеркнуть те специальности, которые точно не подходят. Для этого — определить тип личности ребенка, а потом уже подбирать. Чтобы взять информацию о разных профессиях, я делаю прямые эфиры, пишу заметки с «разборами» профессий, беру интервью у абсолютно разных успешных в своей сфере специалистов: хирургов, сценаристов, дизайнеров, преподавателей.

Но родители могут сделать посильное сами: попросить друзей, родственников и знакомых рассказать ребенку об их работе, что именно они делают ежедневно.

Подростки сами переживают: «А если я передумаю? У меня такое часто бывает — интересовало что-то, а потом стало неинтересно». Очень важно попробовать себя в профессии. Только так можно убедиться, что работа будет интересной, не надоест.

70% подростков, когда начинают пробовать, понимают, что работа оказалась не такой интересной, что представлял ее себе иначе или просто не задумывался подробно. А когда попробовал, понял: «не мое».

Как попробовать? Бесплатные курсы, стажировка, практика, «посидеть рядом», выполнить задачу. То есть важно не просто посмотреть, а начать делать, чтобы подросток почувствовал — хочется ли продолжать, разбираться?».

По выбору у подростков бывают разные ситуации. У кого-то есть 10 интересных ему вариантов, и трудно определиться с лучшим.

«Недавно был такой случай. Мы обсудили детально все интересные для ребенка профессии, и впечатления после того, как ребенок попробовал себя хотя бы минимально в каждой. Сразу вычеркнули 3D (оказалось, слишком сложно и не так интересно, как казалось), маркетинг (много стресса и менее интересно), а также SMM и интернет-продвижение по схожим причинам. Графический дизайн тоже вычеркнули — предварительно попробовал и понял, что это больше хобби, точно не профессия. Остались преподаватель и веб-дизайнер», — рассказывает Елена.

Куратор из ее команды работала с ребенком неделями: присылала материалы, напоминала, нежно контролировала и мотивировала. Ребенок прошел бесплатный курс, попробовал сам создать дизайн сайта на практике. Было интересно, но остались и сомнения.

Ребенок захотел подробнее рассмотреть еще и профессию журналиста. Ему прислали интервью, практические задачи, а также организовали практику у журналиста. После всего пройденного были разные мысли и переживания, но в конце концов эта профессия отпала.

На следующей индивидуальной консультации определили: очень увлекает профессия учителя. Но останавливает небольшая зарплата. Хочется зарабатывать нормально. А еще очень интересует химия. Но ребенок не понимает, кем работать.

Ребенку организовали интервью с химиком, еще одно — с преподавателем иностранного языка. Он получил задание: провести по три урока минимум для трех малознакомых детей, которых нашел куратор-профориентолог. После всего этого ребенок выбрал профессию учителя иностранного языка.

Мода на профессию военного: кому это подходит?

После полномасштабного вторжения все больше подростков спрашивают у Елены о профессии военного: и парни, и девушки. Но специалист утверждает: это, скорее, проявление патриотического порыва и желания помочь стране, быть полезными. Во время первого же разговора становится понятно, что у подростков обычно абсолютно нет представления, информации о том, что именно каждый день делают военные, в чем состоит их работа.

Елена отмечает: для будущего обучения подростков рассматривает эту профессию так, как в ней все происходит в мирное время. Конечно, в период войны, особенно в зоне боевых действий, это другой режим и другие задачи. Но профориентолог надеется, что пока дети, которые сейчас в старшей школе, закончат учебу, Украина победит и наступят мирные времена. Поэтому важно, чтобы они понимали, что такое военная служба в мирное время, и смогли проанализировать, насколько им это подходит.

Военная служба — работа не для каждого человека. Как и в гражданской жизни, здесь есть должности для исполнителей и для организаторов или менеджеров, которые будут руководить подразделениями или группой людей. Но в любом случае очень важно понимать специфику. Во-первых, это готовность выполнять приказы. А еще готовность к тому, что сами приказы и в целом все общение происходит иначе, чем в коммерческих организациях или государственных учреждениях.

Армия, полиция или пограничная служба — это структуры, где действуют очень четкие правила, алгоритмы на разные случаи. И приказы не обсуждаются. Важно быть к этому готовым.

Особенность работы военных — строгий режим. Бывают ситуации, когда человека могут вызвать и в нерабочее время, и в выходные, и во время отпуска, если что-то случается.

Такая работа не подходит творческому человеку, который любит свободу и не терпит четких рамок, правил.

На консультациях Елена просит подростков, рассматривающих для себя военную службу, подумать над специальностью — что конкретно делать? Потому что быть военным — это не просто надеть форму. Есть конкретные должности и специальности: аналитик, IT-специалист, артиллерист, военный инженер, связист, разведчик специальной или оперативной разведки.

Важно «снять розовые очки». Не романтизировать профессию военного даже в мирное время. Есть люди, которые действительно созданы для этого: им нравится, когда есть строгие правила, алгоритмы, когда они четко понимают, что делать. А для людей другого типажа можно подобрать лучший способ проявить патриотизм и желание быть полезным.

«Быстрая» профессия за месяц: есть ли перспективы?

Сейчас есть много профессий, которые можно быстро освоить и сразу начать зарабатывать. Например, специалист, монтирующий видео и осуществляющий несложную обработку. Многие небольшие компаний ищут людей на такую работу — монтировать видео для сторис, рилс и добавлять текст. За несколько недель можно научиться делать это на телефоне и заработать первые деньги.

Но может ли это быть профессией на годы? И понравится ли подростку монтировать видео и создавать титры каждый день? Большинство подростков и даже родителей об этом не думают. Кто-то нацелен на стартовую зарплату в 500–800 долл. Кто-то ориентируется только на самые прибыльные специальности. Но есть и другие способы: можно прийти малоквалифицированным специалистом на тот же монтаж, чтобы заработать, а потом учиться и делать художественные вещи, идти в кино, в 3D и т.п. Но для этого подростку должна подходить такая работа по типу личности.

Елена приводит пример: «Ребенок в 10-м классе, математика «дается». И родители, и подросток считают, что IT-направление — это его. Но уже в первом разговоре становится понятно, что разработка, анализ данных и подобное его не интересуют. Организационные позиции не привлекают вообще (ребенок по типу личности — «исполнитель», не «организатор» или «менеджер»). Родители: «Ну как так? Тебе же нравится математика! Посмотри, сколько ты можешь зарабатывать!». Мама — мне: «Найдите нам что-то из IT! Жаль терять такую возможность! Ему же математика дается! Это же так перспективно!». Да, перспективно, но ребенка же не привлекает…

Сначала заинтересовали профессии режиссера и видеоредактора: «Я давно монтирую разные видосики на телефоне. Но родители говорят, что это — не работа, это несерьезно». От режиссера «отказался» сразу после просмотра интервью с режиссерами («Нет, я не готов ко всему этому»). Потом «вычеркнули» видеоредактора. Прослушал бесплатные курсы, посмотрел видеоуроки, и когда начал больше практиковаться, вроде бы и интересно, но вижу, что «глаза не горят» и «видеоигр не заменяет».

Долго обсуждали, что именно интересно в редактировании видео, что нравится, а что нет. Выяснили, что интересно что-то создавать — разные эффекты, добавлять «врезки» и т.п. Предложила попробовать 3D-анимацию. Ответил: «Да, я видел ваши видео об этой профессии. Меня заинтересовало, но это же надо быть суперхудожником. А я не художник…»

Убедила посмотреть интервью с 3D-аниматором о различии между 3D-художником и 3D-аниматором и о том, что необходимо знать/уметь, действительно ли надо быть суперхудожником. Сейчас подросток пробует себя в профессии глубже — изучает программу и пытается делать более сложные фигуры в 3D, которые вращаются».

Действительно ли из-за искусственного интеллекта исчезнет много профессий?

Все уже слышали об искусственном интеллекте и о том, что он буквально выставит на улицу множество специалистов, которые просто потеряют работу… «В последний раз, когда несколько учеников, заканчивая интенсив по выбору профессии, выбрали для себя графический дизайн, родители очень переживали, стоит ли выбирать эту специальность: дескать, ребенок может еще не выучиться, а профессия уже исчезнет», — рассказывает Елена.

Несколько месяцев интервью и обсуждений с дизайнерами подтвердили: программы искусственного интеллекта генерируют изображения, иллюстрации по запросу человека. Для этого есть отдельная профессия — маркетолог или редактор, который ставит задачу дизайнеру. Следовательно, сервисы автоматического генерирования картинок и иллюстраций — это замечательная помощь дизайнеру, а не его замена.

У дизайнеров, которые попали в профессию случайно или не очень любят свою работу и не хотят развиваться, будет немного работы и небольшая оплата. Потому что другие и активно будут применять искусственный интеллект, и изучать все новое, чтобы быстрее работать и придумывать уникальные дизайны. В принципе это касается любой профессии. Надо любить то, что делаешь, тогда будет время и желание узнавать новое и становиться лучше.

Тот, кто любит играть, = хороший тестировщик игр?

Постоянная проблема родителей — ребенок не хочет учиться: «Диплом никому не нужен. Вот вы же совсем на другую профессию учились. Зачем?». Родители волнуются, ребенок злится.

Из реальных историй Елены: «Мальчик соглашается рассмотреть разные варианты профессий. Но ничто не заинтересовало. Когда начали подробно обсуждать, вижу, что подросток не очень и смотрел видео… Разбираем. «Да я уже знаю, чем буду заниматься. Ну, поскольку родители хотели, я согласился посмотреть на другие варианты профессий. А я игры буду тестировать!»

В его воображении тестировщик игр — это просто профессия мечты. Играешь себе, еще и большие деньги зарабатываешь — 2–2,5 тыс. долл.! Делай, что хочешь, это же сейчас все говорят. А поучиться достаточно несколько месяцев.

Родители переживали, поскольку не считали, что «играть в игры» — это надежная, стабильная работа. И не верили, что за это могут платить больше 100–200 долл. Тестирование игр — это стабильная работа, и зарабатывать можно 650–1500 долл. и выше. Но это не совсем играть в игры весь день. То есть играть, но это тестирование частичек игр, повторение одного участка игры много раз, имитация действий разными пользователями. И это самый низкий уровень оплаты. Чтобы зарабатывать 2 тыс. долл. и больше, надо знать основы программирования и иметь логическое мышление, чтобы для каждой частички каждой игры планировать, что именно и как тестировать, какими могут быть действия игроков — стандартные и нестандартные. Быть суперусидчивым, терпеливым, готовым выполнять похожие действия часами.

Подросток слушал с недоверием. Такого не может быть! Посмотрел разные интервью с тестировщиками игр. Елена организовала онлайн-встречу. Сначала было отчаяние — по типу личности подростку не подходит такая работа, он больше «менеджер», не «исполнитель», нетерпеливый, неусидчивый. Математик по типу, но программирование, роботехника — неинтересны. Игры очень привлекали. Дала интервью о разных возможностях в разработке игр. Очень заинтересовали позиции руководителя группы, отдела, менеджера проекта. Но для работы в любой IT-компании необходимо хоть какое-то техническое образование. Нельзя руководить работой людей, если ты ее не понимаешь, не знаешь, как должно быть правильно, сколько времени на это нужно, какие ошибки проверять и т.п. И быть готовым сначала поработать тестировщиком, чтобы увидеть всю «кухню» создания игр. Но есть еще вариант для начала: SCRUM-мастер. Организационная должность — то, что действительно нравится подростку, у которого есть лидерские качества, харизма и уверенность.

Где же учиться? Техническое образование — нет, отказался категорически. Вариант — направление «Менеджмент» и обязательно курсы тестировщиков. И еще минимальные курсы по основам программирования, для базовых знаний. На курсы согласился! Все выдохнули».

Как долго нужно пробовать себя в профессии?

В идеале — несколько месяцев, хотя бы недель. Тогда и подросток, и родители будут уверены, что это именно та профессия, которая действительно будет нравиться и подходить. По опыту — 80% подростков после того, как узнали больше о специальности или попробовали что-то делать, понимают, что это не подходит. Не так себе представляли. Или думали, что будет интересно. Хорошо, что попробовали и поняли это до начала обучения. Так значительно меньше поломанных судеб, обид на родителей за направление не туда. Люди счастливее, а следовательно, и успешнее, и богаче. У детей больше возможностей, чем кажется на первый взгляд. Очень важно дать своим детям возможность расправить крылья.

«Я решила стать профориентологом, потому что знаю: когда работа нравится и ты получаешь от нее удовлетворение — это один образ жизни, доход и окружение. А когда не нравится — это всегда более низкие доходы, ниже уровень жизни, а со временем — психологические проблемы и проблемы со здоровьем. Ведь недовольство имеет склонность накапливаться и перерастать в токсичный яд, разрушающий и тело, и душу. Следовательно, речь идет уже не только о более или менее пригодной для подростка профессии, а в целом обо всей его дальнейшей судьбе», — уверена Елена Полнарева, которая поддерживает подростков личным примером: постоянно учится и ищет новое о профессиях вместе со своими подопечными.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме