В большинстве европейских стран доля детей, которые получают среднее школьное образование в домашних условиях, крайне незначительна. В Германии, например, подобная практика и вовсе признана незаконной. Зато в США количество детей, получающих «домашние» дипломы, стабильно держится на уровне миллиона человек в год. В Великобритании в конце прошлого столетия модель образования в большей степени соответствовала национальной географической «привязке». В 1999 году в этой стране насчитывалось лишь 12 тысяч учеников-«надомников». В 2005-м официальный показатель достиг уже 20 тысяч человек, хотя реальное число составляет, по приблизительным оценкам, 50 тысяч человек.
В Америке домашнее образование чаще всего получают дети фанатически верующих родителей, в первую очередь представителей малочисленных религиозных конфессий. В Великобритании же больше распространены иные мотивы. Оставлять своих чад дома предпочитают представители среднего класса, не воспринимающие в принципе идею стандартизированного школьного образования, а также те, чьи дети в школе чувствуют себя несчастными. И именно последняя группа детей растет в Великобритании особенно быстрыми темпами.
Развитию наметившейся тенденции способствует внедрение современных технологий, которые существенно облегчают и разнообразят учебный процесс. Возможности Интернета позволяют все большему количеству родителей овладевать современными педагогическими знаниями и методиками, благодаря чему «домашнее» образование по качеству может не только не уступать, но даже и превосходить «стационарное». Успешная сдача тестов и экзаменов перестает занимать центральное место в самой системе образования, основной акцент ставится на его реальное качество, а не формальные и бюрократические аспекты его оценки.
В то же время «домашние» дети в дальнейшем нередко испытывают проблемы в процессе социализации, поиска психологической совместимости как со своими коллегами, так и начальством. Поэтому британские эксперты считают необходимым делать ставку на «персонализацию» школьного образования, предлагая самые разнообразные формы сосуществования домашнего и школьного обучения (например, предусматривающие посещение «домашними» детьми отдельных уроков или мероприятий, сдачу некоторых экзаменов и т. д.). Хотя подобные инициативы далеко не у всех чиновников от «стандартного» образования находят поддержку.