Топ Новости

Законопроект по ГТС прямо не обязывает Кабмин реформировать газовый рынок именно на европейских принципах

23 марта 2012 в 14:25
Законопроект Кармазина создает предусловия переформатирования газового рынка Украины и дальнейшей его монополизации. Из-за отсутствия в нем четко прописанных направлений реформирования газового рынка может сложиться впечатление, что вектор (европейский или евразийский) реформирования будет зависеть исключительно от Кабинета министров.
gas_gaz_gts_4.jpg
naftogaz.com

Главная цель принятого в первом чтении законопроекта №9429-1 — реформирование газового рынка Украины путем реорганизации «Нафтогаза» с целью приведения украинского законодательства в соответствие с требованиями Второй и Третьей газовых директив ЕС — указана только в пояснительных записках и прямо не закреплена в тексте изменений, то есть не сформулирована как прямое предписание (указание) закона.

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет юрист Александр Малиновский, партнер «Грант Торнтон Украина».

В частности эксперт отмечает, что законопроект Кармазина №9429-1 предлагает наделить Кабмин двумя дополнительными полномочиями: 1) принимать решение о реорганизации «Нафтогаза» и его дочерних компаний, 2) давать разрешение на отчуждение их активов.

Однако юридический анализ законопроекта №9429-1 свидетельствует, отмечает Малиновский, что в нем прямо не зафиксирован его главный смысл - порядок и цель реализации правительством указанных полномочий. Таким образом, получается, что прямые ограничения для Кабмина при реорганизации «Нафтогаза» и его дочерних компаний и отчуждению их основных фондов (в данном случае «трубы» и газохранилищ, - ред.), на законодательном уровне не предусмотрены.

«В такой ситуации может сложиться впечатление, что цель и вектор (европейский или евразийский) реформирования газового рынка Украины будут зависеть исключительно от Кабинета министров Украины. Отсутствие в принятом законопроекте хотя бы контуров и направлений (цели) реформирования украинского газового рынка может порождать сомнения в его направленности на либерализацию рынка именно на европейских принципах и может вызвать вопрос о возможности его использования для переформатирования газового рынка Украины в направлении дальнейшей его монополизации», - пишет Малиновский.

При этом он отмечает, что согласно Конституции и законодательству Украины, правительство может реализовывать свои полномочия - то есть реформировать газовый рынок - только способом, который не противоречит международно-правовым обязательствам государства (в данном случае - обязательствам Украины в рамках Европейского энергетического сообщества, в том числе по имплементации в Украине Второй и Третьей газовых директив ЕС).

Кроме того, законодательство исключает возможность заключения Украиной новых международно-правовых (тем более корпоративных) договоренностей с другим государством или компанией, которые противоречили бы Европейскому энергетическому сообществу и, в частности, усложняли бы  либерализацию газового рынка Украины на европейских принципах.

«Вместе с тем конкретизация в законопроекте №9429-1 целей реализации Кабмином новых полномочий (внесение положений, обязывающих правительство реформировать газовый рынок на европейских принципах) улучшит качество этого документа и позволит избежать риска реформирования газового рынка образом, противоречащим обязательствам Украины перед Европейским Союзом», - резюмирует эксперт.

По его словам, такая конкретизация соответствовала бы цели принятого законопроекта, задекларированной в пояснительной записке и подтвержденной в заявлениях лидера парламентского проправительственного большинства.

Подробнее о том, какими могут быть последствия окончательного принятия закона №9429-1, читайте в статье Александра Малиновского "Газовый лабиринт" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".

Читайте также:

«Нафтогаз» начал подготовку к продаже ГТС

Без реформирования «Нафтогаза» ЕБРР не даст Украине денег на модернизацию ГТС

От промедления в имплементации Второй газовой директивы ЕС выиграет только Москва и бизнес

В правительстве уверяют, что пути создания консорциума по управлению ГТС остались 

 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Loading...
Реклама
USD 25.64
EUR 27.25
Последние новости