Опубликованные в «Зеркале недели» статьи В.Коваленко«Взрывная проблема» (№ 3 от 26.01.2002 г.) и В.Днепрова «Взрывное дело: есть ли будущее у отечественной оборонки» (№7 от 23.02.2002 г.) вызвали большой резонанс в прессе и на телевидении. Наверное, иначе и быть не могло, поскольку тут затронута серьезная государственная проблема. Важность ее всестороннего и объективного рассмотрения тем более очевидна, что на чаше весов находятся здоровье и безопасность населения почти миллионного города. На дорогую, экологически опасную, запрещенную во всем цивилизованном мире взрывчатку ежегодно затрачиваются многие миллионы долларов. Ее применение удорожает стоимость железорудного сырья, ведя, таким образом, к потере его конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.
Стоит сказать и о другой чаше весов: на ней — интересы производителей тротила и амбиции посредников, зарабатывающих на тротиле и взрывах.
Мы внимательно проанализировали обе упомянутые статьи и публикации других авторов на эту тему, изучили фактическую ситуацию на основе информации из всех доступных источников, в том числе непосредственно от специалистов, и, в свою очередь, хотели бы поделиться с читателем своими соображениями.
Существующую проблему, на наш взгляд, следует сформулировать в двух вопросах. Первый: применять или не применять тротил в промышленных целях? Второй: какими технологиями воспользоваться в случае замены тротилосодержащих ВВ эмульсионными: существующими зарубежными или разрабатывать отечественные? На них и попытаемся ответить.
О вредности тротилосодержащих ВВ очень подробно говорится в статье «Взрывная проблема». Автор «Взрывного дела…» о вреде тротила пишет скромно: «На украинских ГОКах десятки лет применяются тротил и взрывчатки на его основе. Экологически это достаточно неприятно — при взрыве образуется значительное количество вредных газов…» «Неприятно». И это все.
Насколько в действительности «неприятны» эти взрывы, может рассказать едва ли не каждый житель Кривого Рога и его окрестностей, где находятся девять карьеров-гигантов и еще несколько — масштабами поменьше. О том, например, сколько пыли и сажи падает на головы после каждого взрыва, какие дымы доносят ветры с карьеров, почему в нашем крае никогда не бывает урожая огурцов — они сгорают под кислотными дождями. А заодно и почему темпы увеличения заболеваемости злокачественными новообразованиями в Кривбассе в 2, 5 раза превышают средние по области, весьма высокие…
Но ведь нас интересует авторитетное мнение специалистов? Цитируем статью «Основные особенности эмульсионного ВВ «Украинит», опубликованную в информационном бюллетене «Украинского союза инженеров-взрывников». Авторы — директор ОАО ППП «Кривбассвзрывпром» Н.Ищенко, главный технолог О.Макаров и другие:
«…Тротил производится из толуола — продукта нефтепереработки. Помимо дефицитности нефти в Украине, такие вещества представляют серьезную опасность как при их изготовлении, так и при использовании. Высокая чувствительность к внешним воздействиям делает опасными технологические процессы обращения с ними.
Кроме того, тротилосодержащие ВВ требуют сооружения многотоннажных специальных складов для их хранения, что связано с большими затратами на обслуживание и охрану складов, не говоря уже об их потенциальной опасности.
Отрицательным качеством тротилосодержащих ВВ является их вредное воздействие на человека и окружающую среду. При работе с тротилом в организме человека могут возникнуть до 30 различных заболеваний. Наиболее распространенными профзаболеваниями являются лейкемия, катаракта глаз и пневмоникоз. При взрыве тротила образуются продукты с высокой газовой и дисперсной токсичностью (окислы углерода, оксиды азота, мелкодисперсные сажистые продукты). С учетом объема потребляемых в Кривбассе в 2000 г. тротилосодержащих взрывчатых веществ суммарное загрязнение окружающей среды в виде токсичных выбросов составило 22—25 млн. м3 оксидов углерода, около 2—7 тыс. м3 оксидов азота и от 56 до 126 тыс. тонн сажистых продуктов. При взрыве 1 кг тротила выделяется 275 литров вредных газов.
Большинство применяемых в настоящее время взрывчатых веществ отрицательно воздействуют не только на атмосферу, но и на грунтовые воды. Тротилосодержащие ВВ не являются водоустойчивыми, что приводит к растворению аммиачной селитры, входящей в их состав, и отравлению нитратами грунтовых вод. Кроме того, применение таких ВВ не всегда выгодно и с экономической точки зрения».
Они же сообщают, что все развитые страны используют для отбойки горных пород взрывчатые вещества, не содержащие тротил, прежде всего, так называемые игданиты и эмульсионные, которые характеризуются высокой степенью безопасности, экологической чистотой и экономической эффективностью.
После описания разрабатываемого эмульсионного ВВ «Украинит» в заключении говорится, что отмеченные преимущества продукта явились основой для принятия Днепропетровской облгосадминистрацией «Целевой региональной комплексной программы перехода горно-обогатительных комбинатов на бестротиловые экологически чистые взрывчатые вещества».
Известно, что «Украинит» — не единственный результат научно-практических изысканий. Другое эмульсионное ВВ — «Эмульхим», разработанное на Рубежанском химическом заводе «Заря», уже прошло программу промышленных испытаний.
Итак, и основной производитель промышленного тротила — Рубежанский химический завод «Заря», и основной его потребитель в Украине — ОАО ППП «Кривбассвзрывпром» понимают необходимость замены тротила на более экологически чистые и безопасные эмульсионные ВВ. Эти предприятия сами усиленно ведут разработки в этом направлении и в ближайшем будущем намерены перейти на производство и использование альтернативной тротилу эмульсионной взрывчатки. (Уже в силу этого вызывает сомнение точка зрения автора статьи «Взрывное дело…», которая внедрение предприятием «Интервзрывпром» американской технологии производства эмульсионного ВВ пытается представить как гибельное для отечественной «оборонки»).
К таким поискам подталкивает и экономический аспект проблемы. На него вполне обоснованно обращает внимание автор «Взрывного дела…»:
«… один из недостатков тротила практически неискореним — он достаточно дорог. Одна тонна обходится примерно в 580—600 долларов… Как альтернатива в мире используются эмульсионные ВВ. Стоят они в диапазоне 280—380 долларов».
Нам удалось узнать, что сегодня ГОКи платят взрывникам гораздо больше — 825 долларов за 1 тонну тротила. Мы не ставим целью выяснить, откуда берется столь значительная разница в стоимости, однако можем высказать предположение, что на самом деле весь сыр-бор вокруг начинаний «Интервзрывпрома» разгорелся не из-за технологий производства ЭВВ, а из-за тех нескольких сот «лишних» долларов, которые таким образом «накапливаются». (За 2001 г. только в Кривбассе было израсходовано 16000 тонн тротила в чистом виде и в составе других ВВ.)
А теперь о том, чем же разрабатываемые технологии более «украинские», чем приобретенная американская технология, и какие из них полнее учитывают требования наших потребителей.
Начнем с «Эмульхима». Это водоустойчивое эмульсионное ВВ, выпускаемое в виде патронов диаметром до 200 мм и массой до 25 кг. Один из его компонентов — стеклянные микросферы, которые в Украине не производятся. Они занимают 2% массы ВВ и по цене составляют 50—80 долларов на каждую тонну готового ЭВВ. Еще «небольшая», но впечатляющая деталь: наливные ЭВВ, сенсибилизированные микросферами, уже сегодня представляют технологию вчерашнего дня. (Для непосвященного читателя поясняем: сенсибилизация — процесс превращения невзрывчатого вещества во взрывчатку. Микросферы — мельчайшие стеклянные шарики, добавляемые в эмульсию с этой целью). Передовые компании Orika, Dino Nobel, Nitro Nobel и другие перешли или переходят на сенсибилизаторы из газогенерирующих добавок. Во-первых, это дает возможность удешевить 1 тонну ВВ на 50—80 долларов. (Если в Кривбассе используется 52 тысячи тонн ВВ в год, то только по нашему региону годовая экономия может составить 2,60—4,16 миллиона долларов). Во-вторых, — исключает перевозку и хищение взрывчатки, так как она образуется уже в скважинах.
Напротив, «Эмульхим» проблему безопасности не решает. ВВ производят на заводе, а транспортировать его придется через пол-Украины. Специальных машин и цистерн, в случае перехода на наливной «Эмульхим», позволяющих обеспечить безопасность и необходимый объем его перевозок, до сих пор нет. Нет и пунктов перегрузки и специальных складов для хранения ЭВВ в местах их применения. В сумме это опять миллионы долларов капитальных затрат, на которые придется пойти в будущем.
Сейчас зарядка скважин «Эмульхимом» ведется только вручную. Разработчики заявляют, что при его массовом применении «…потребуются новые машины для закладки взрывчатки. Сейчас на «Заре» готовится модифицированный вариант ВВ, допускающий применение и на существующих машинах…»
Что ж, о вариантах, возникающих в связи с машинами, расскажем чуть позже. А теперь об «Украините».
Он уже более шести лет находится на стадии разработки и испытаний. Первая очередь установки производительностью 40 тысяч тонн в год будет смонтирована на государственном предприятии «Экоантилед» (г. Днепродзержинск) в 2002 году, сообщает Н.Ищенко в статье «Основные особенности эмульсионного ВВ «Украинит». «Аналогичная установка производительностью 25 тысяч тонн в год будет смонтирована к середине 2002 года на Ингулецком ГОКе». Заказчиком проекта выступает ООО «Турстрой Украина».
От всех использующихся в мире ЭВВ «Украинит» отличают две важные особенности: очень патриотичное название и уникальный состав .
Высокая плотность «Украинита» (1,6 г/см3) неизбежно влечет за собой увеличение удельного расхода (приблизительно 30%), который невозможно пропорционально снизить за счет расширения сетки скважин. Это, в свою очередь, скажется на стоимости взрывных работ (увеличит ее на треть). Так что к расчетной стоимости 1 тонны — 380 долларов (в технико-экономическом обосновании и при опытных промышленных взрывах бралась именно эта цена) — прибавятся дополнительные затраты на взрывные работы. (Для Кривбасса это 380 х 30 % х 52 тыс. — около 6 миллионов долларов в год).
Для зарядки «Украинита» разработчики планируют использовать существующий у «Кривбассвзрывпрома» парк зарядного оборудования — машины «Акватол». О том, что это смесительно-зарядные машины (СЗМ) не отечественного, а российского производства, поборники исключительно отечественного предпочитают умалчивать. Конструкция СЗМ разработана более 30 лет назад, имеющиеся в Кривбассе «Акватолы» физически и морально устарели. Не случайно изготовитель этих СЗМ — Белгородский завод «Гормаш» еще в 1998 г. официально предупредил Госнадзорохрантруда Украины и «Кривбассвзрывпром» о том, что эти машины необходимо заменить новыми. У них отсутствуют средства контроля за безопасностью процессов приготовления и зарядки, вследствие чего в процессе эксплуатации произошло несколько случаев загорания ВВ, попавших в обшивку СЗМ. (Некоторые машины так и ездят — с взрывчаткой за обшивкой вместо теплоизоляции!). Конфигурация их бункера не позволяет полностью выгрузить ЭВВ. По окончании зарядки в машинах остается немалое количество неучтенного ВВ, которое необходимо вымывать. И вымывают — горячей водой с добавкой моющих средств из расчета 1,5 м3 воды на каждую поездку. Потом концентрированный раствор моющего средства, селитр и нефтепродуктов сливается в скважины и неизбежно попадает в грунтовые воды.
Сегодня машины «Акватол» допущены к работе только с горячельющимися ВВ. Испытаний на допуск к приготовлению и заряжанию «Украинита», как того требуют «Единые правила безопасности при взрывных работах», они не проходили. (Интересно, что в России работает около полутора десятков заводов по производству ЭВВ, но до сих пор никому в голову не пришло использовать для зарядки собственные «Акватолы»!)
Но если теоретически предположить, что технология «Украинита» «заработала», то для ее внедрения необходимо будет увеличить количество существующих СЗМ в несколько раз. Пока у «Кривбассвзрывпрома» их тринадцать: девять — «Акватол-3», смонтированных на базе «БелАЗа», и четыре — «Акватол-1У» на базе «КраЗа». Гигантские «БелАЗы», естественно, не могут передвигаться по дорогам общего пользования. Обычно они привязаны к определенным карьерам. Поэтому маневрировать автопарком для выполнения задач по зарядке 500—700 тонн (подготовка обычного взрыва) будет сложно, а во многих случаях и невозможно. Значит, опять потребуется несколько миллионов долларов — хорошие вложения в белорусское и российское машиностроение!
Выводы тут ясны и однозначны: для широкого внедрения обеих технологий потребуется не один год и громадные инвестиции. Однако ко времени окончательной готовности эти технологии, устаревшие уже на сегодняшний день, еще больше отстанут в развитии от мировых, грозя превратиться в дорогостоящие промышленные эксперименты. А в итоге все останется по-прежнему. Посредники будут продолжать зарабатывать свои миллионы, а жители Кривбасса терпеть «неприятности».
…Но что взамен тротилу? А заодно «патриотичному» «Украиниту»? И не менее «родному» «Эмульхиму»? И почему это технология, которую собирается внедрить «Интервзрывпром», вызвала «… довольно нервную реакцию отечественных производителей взрывчатки», а вместе с ними и «Кривбассвзрывпрома», монопольно ведущего взрывные работы в Кривбассе, в основном, в качестве субподрядчика. И у его генеральных подрядчиков ЗАО «Сантис», «Турстрой», ООО «Денкорд АГ» и других часто сменяющихся обществ, руководимых одним и тем же «хозяином», являющихся поставщиками ВВ и выступающих генеральными подрядчиками в договорах между многими ГОКами и «Кривбассвзрывпромом». (Директор «Сантис» В. Клименко, в недалеком прошлом — уполномоченный представитель российского ООО «Турстрой», фактически контролировавшего рынок взрывчатки в Украине, в начале апреля 2002 г. назначен гендиректором госкорпорации «Укрвзрывпром» — объединения заводов- производителей ВВ ??? Сейчас во всех инстанциях он выступает за запрет использования технологии «Интервзрывпрома», так как понимает, что с ее внедрением придет конец фактической монополии ООО, кормящихся на этом бизнесе.) Это не скрывает и автор статьи «Взрывное дело …»: «…Сейчас все криворожские ГОКи обслуживает промышленно-производственное предприятие «Кривбассвзрывпром»… Однако, если на ГОКах будет применяться две технологии, то цепочка прервется».
Постараемся объяснить проще, чтобы оппоненты опять ничего «случайно» не перепутали.
Украинско-американское предприятие с иностранными инвестициями ЗАО «Интервзрывпром», в уставном фонде которого после его полного формирования украинской стороне будет принадлежать не менее 60% акций, поставило в Украину новейшее оборудование для производства эмульсионной матрицы и две смесительно-зарядные машины, произведенные компанией «Treаd» (США). Фирма, изготовившая около 1500 СЗМ и оборудование для десятков заводов по производству ЭВВ, является мировым лидером в этом вопросе.
По уровню безопасности СЗМ компании «Tread» не имеют аналогов в мире: их работа полностью контролируется компьютерами. Несмотря на то, что все компоненты ВВ невзрывоопасны, СЗМ имеет 7(!) систем защиты от возникновения аварийной ситуации. Машина может изготавливать более 10 составов ВВ, причем их можно изменять в зависимости от горно-геологических условий.
Для Кривбасса необходимо около 20 зарядных машин. Если покупать зарубежные, то их приобретение обойдется в 5—6 миллионов долларов (цена одной — 250—300 тысяч). Поэтому производство необходимого их количества планируется наладить на Криворожском заводе горного оборудования. У предприятия есть для этого все необходимые производственные мощности и желание участвовать в проекте. В качестве шасси решено применять отечественные «КрАЗы».
СЗМ подобного класса в СНГ не производятся, поэтому их можно будет экспортировать. А условием их конкурентоспособности станет более низкая цена, чем у зарубежных аналогов.
Важный момент: если ГОКи захотят организовать у себя взрывные участки, они смогут приобрести зарядные машины и, закупая компоненты ЭВВ, самостоятельно вести взрывные работы. Это значительно уменьшит себестоимость дробления руды. Примером может быть опыт Полтавского ГОКа, где стоимость дробления почти вдвое меньше, чем на криворожских комбинатах, пользующихся услугами «Кривбассвзрывпрома».
И о самой взрывчатке. Для приготовления компонентов ЭВВ было получено соответствующее оборудование производительностью 28 тысяч тонн эмульсии в год, это приблизительно 40 тысяч тонн ЭВВ «Пауэргель» в год. (К слову, оборудование произведено американской компанией « Tread» в конце 2001 года в США, а не в Турции, как указывает автор «Взрывного дела…»).
Из технологий выбрана разработка компании «Orica». Это мировой лидер по производству промышленных ВВ, с объемом более 1,5 миллиона тонн ВВ в год. Не последнюю роль в выборе сыграло то, что технология ориентирована на отечественное сырье. В марте прошлого года в Лаборатории безопасности (Англия, Хапер Хилл) были произведены испытания «Пауэргеля», изготовленного из селитры Северодонецкого завода «Стирол» и других компонентов украинского производства. Импортной составляющей был только эмульгатор (1,5 % в объеме ЭВВ, стоимость 1т — 1700 долл.) Однако и его производство можно наладить у себя, например, на Рубежанском химзаводе «Заря». Или же использовать эмульгатор «Зари», существующий для производства «Эмульхима». Тогда импортных составляющих в составе «Пауэргеля» не будет вовсе и его стоимость существенно снизится.
«Пауэргель» — универсальное ВВ, предназначенное для заряжания обводненных и сухих скважин, обладает уникальными свойствами — через семь суток нахождения в обводненных скважинах он теряет свои взрывчатые свойства, т.е. не будет представлять никакой опасности. Технология его производства совершенно безотходна, при взрыве токсичные газы практически не образуются (по сравнению с тротилом).
Как видим, для выбора пути, по которому предстоит направить развитие производства ЭВВ в Украине и который определит состояние взрывных работ на ближайшие 5—10 лет, необходимо реально и беспристрастно оценить ситуацию. А она сегодня такова.
В стране отсутствуют передовые технологии производства ЭВВ, независимые от зарубежных поставок сырья и оборудования. И только создание условий для здоровой конкуренции всем инвесторам, исходя из интересов потребителей, а не производителей ВВ, позволит вывести Украину на мировой уровень в технологиях ведения взрывных работ. Что положительно скажется и на решении других вопросов, в том числе безопасности, экономики и экологии.