В 2009-2010 годах в Украине сложилась ситуация, при которой существующая модель газового рынка перестала устраивать как государство, так и ведущих игроков. К тому же под давлением сторонников Евросоюза правительство приняло решение о либерализации внутреннего рынка, приняв соответствующий закон и приступив к разгосударствлению региональных газораспределительных компаний. В результате стартовал процесс реформирования рынка по европейскому образцу, предполагающий реализацию принципов Второго энергопакета ЕС.
Инфраструктурно Украина была подготовлена к реформе газового рынка. К слову, например, в Германии, начавшей этот процесс около 15 лет назад, функционировало 17 компаний, которые занимались транспортом газа по магистральным трубопроводам, и 736 газораспределительных (дистрибьюторских) компаний.
В Украине магистральные газопроводы находятся в управлении «Укртрансгаза», а местные (региональные газораспределительные) сети управляются 54 облгазами - ОАО по газификации и газоснабжению.
То есть фактически функции транспортировки и распределения газа в Украине разделены. Тем не менее основы реформирования рынка заложил Закон Украины «О принципах функционирования рынка природного газа», который был принят в 2010 году. Этот документ законодательно определил разделение деятельности по добыче, распределению, поставке и продаже газа, что соответствует требованиям Второго энергопакета ЕС.
Весомым шагом по реализации реформы стало принятие правительством в 2012 году постановления, которое закрепило за НАК «Нафтогаз Украины» статус гарантированного поставщика для промышленности и предприятий теплокоммунальной энергетики (ТКЭ). Таким образом, государство посредством «Нафтогаза» взяло на себя функцию решения проблем с наиболее проблемными и чувствительными категориями потребителей, которые продолжают увеличивать долги за газ.
Облгазы получили статус гарантированных поставщиков для населения и мелких промышленных потребителей. Они же уполномочены формировать балансы газа на региональном, территориальном уровнях.
Когда к 2015 году закончится действие последних лицензий на поставку газа по регулируемому тарифу, выданных Национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЭ) другим хозяйствующим субъектам, исключительно облгазы будут обеспечивать газоснабжение бытовых и мелких промышленных потребителей на территориях своей деятельности. Поставки газа промышленным потребителям будут осуществляться трейдерами, реализующими топливо по нерегулируемому тарифу.
Таким образом, к 2016 году украинский рынок газа будет готов к переходу на европейские рельсы.
В рамках реформирования газового рынка в начале 2012 года было также принято постановление НКРЭ о поэтапном предоставлении статуса квалифицированных потребителей. Согласно этому документу нацкомиссия предоставила возможность потребителям самостоятельно выбирать поставщика газа. В частности, промышленные предприятия получили такое право с 1 марта 2012 года. Именно последние в полной мере могут ощутить преимущества реформирования газового рынка: конкуренция между независимыми поставщиками возрастает, и промышленники получают возможность контрактовать ресурс у трейдеров со значительными скидками от предельной цены.
За последние годы промышленные холдинги существенно сократили свою зависимость от государственного «Нафтогаза» в вопросе ресурсного обеспечения. Неповоротливая госкомпания предлагает на рынке дорогой импортный газ. К тому же, как говорят в частных беседах трейдеры, отдельные чиновники НАКа, которая до последнего времени фактически формировала газовый баланс страны, часто ставят вопрос выделения лимитов газа в зависимость от лояльности покупателя.
Между тем крупнейшие промышленные потребители природного газа - химические предприятия (годовой объем потребления около 8 млрд. кубометров) - получают газ от структур Ostchem Group Дмитрия Фирташа. Последняя импортирует газ у дочерних компаний «Газпрома», зачастую получая ресурс дешевле, чем государственный «Нафтогаз Украины».
Практически все крупные игроки металлургического рынка уже имеют лицензии НКРЭ на поставку газа по нерегулируемому тарифу для собственных нужд. Металлургия является второй по объемам потребления газа отраслью - 5,2 млрд. кубометров по итогам 2011 года.
«Метинвест Холдинг» до 2013 года может поставлять для «Азовстали», Енакиевского и Макеевского метзаводов 3 млрд. кубометров газа в год. «ММК им. Ильича» до 2015 года располагает лицензией на ежегодную поставку 1,2 млрд. кубометров газа. Корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) до 2016-го намерена обеспечивать потребности Алчевского меткомбината и Днепровского меткомбината им. Дзержинского в объеме до 1 млрд. кубометров газа.
Ключевым фактором, сдерживающим развитие внутреннего рынка газа, является концентрация подавляющего объема предложения газа от «Нафтогаза Украины». В настоящее время правом импортировать газ обладают «Нафтогаз» и Ostchem Group. Это право закреплено постановлением правительства №1729 от 27 декабря 2001 года.
Промышленники, вслед за Ostchem Group, готовы самостоятельно решать вопрос обеспечения собственного производства природным газом. Необходимо лишь отменить запрещающие его импорт нормативные документы.
К примеру, еще в 2009 году руководство ИСД заявило о договоренности на поставку газа из Средней Азии, где связанные с корпорацией предприятия участвовали в строительных проектах в начале века. Имеет возможность получать газ из этого региона и группа «Метинвест». Входящий в ее состав Харцызский трубный завод выполняет ряд контрактов на поставку труб большого диаметра для среднеазиатских нефте- и газопроводов. После вступления России в ВТО и ратификации Верховной Радой Соглашения о зоне свободной торговли СНГ у украинских промышленников появились перспективы договариваться с «Газпромом» о прямых поставках газа и возможном транзите среднеазиатского ресурса через территорию РФ.
Облгазы на новом рынке
Важным элементом реформирования газового рынка стала приватизация региональных газораспределительных компаний с последующим разделением их функций. Нынешний этап приватизации облгазов официально стартовал с конкурса по продаже 25% акций «Николаевгаза», состоявшегося 1 августа. Стоимость проданного пакета составила 18,97 млн. грн., что на 570 тыс. грн. превысило базовую цену.
Накануне приватизации госпакетов акций облгазов о своих намерениях заявил Д.Фирташ. Именно его компании стали основными покупателями всех акций, которые на сегодняшний день проданы Фондом госимущества.
Работающие на регулируемом государством рынке облгазы пока не принято считать прибыльными активами. В настоящее время они декларируют доходность работы не выше 1% от стоимости природного газа. И постоянно жалуются, что действующие тарифы на их услуги на фоне продолжающегося роста цены на газ и продукцию, необходимую для обеспечения газопоставок, не компенсируют затраты на операционную деятельность.
Неожиданный рост доходности облгазов, который был зафиксирован в 2011 году, некоторые эксперты объясняют исключительно принятым парламентом законом, который позволил списать миллиардные долги облгазов перед «Нафтогазом Украины», а также включением в валовые доходы кредиторской задолженности, в соответствии с вступившими в силу решениями судов.
Для сравнения: реальная прибыль «Николаевгаза» в 2011 году составила всего 3,3 млн. грн., в то время как в отчетности фигурирует цифра 85,5 млн. грн. Разница между двумя показателями - прибыль «на бумаге», полученная в результате списания кредиторской задолженности.
Данный вид деятельности не является сверхприбыльным и за рубежом. В Европе рентабельность компаний, осуществляющих распределение энергоресурсов, колеблется в пределах 7-9%, их поставку - до 10%. Это разительно отличается от показателей рентабельности добывающих компаний - более 50%.
Новые собственники отечественных облгазов декларируют в качестве одной из своих целей повышение доходности работы компаний до уровня «учетная ставка НБУ, помноженная на два». В этом случае, по их мнению, появятся стимулы инвестировать в отрасль. В нынешней ситуации потенциальному претенденту на газораспределительные активы выгоднее положить деньги на депозит в банк и не иметь проблем с государством, антимонопольными органами, не нести ответственности за безопасность газоснабжения.
Вопрос о тарифах вообще является болезненным для украинского правительства. По оценкам экспертов, в 2011 году «Нафтогаз Украины» понес убытки от поставок газа населению на сумму более 170 млн. грн. Государственные добывающие компании просят Кабмин повысить средневзвешенный тариф для населения с нынешних около 900 грн. за 1000 кубометров до 1200-1300 грн. Однако нынешнее и предыдущие правительства зафиксировали цену на газ для населения на самом низком уровне в Европе.
Выход из «тарифного тупика» может обеспечить принятие закона о стимулирующем тарифообразовании. Согласно проекту этого закона, НКРЭ сроком на пять лет устанавливает монополисту долговременный тариф, который включает реальные инвестиционные потребности и снижает зависимость между тарифом и реальными расходами поставщика. Таким образом монополиста стимулируют к сокращению затрат, а не к их раздуванию, как это происходит при действующей схеме формирования тарифа «затраты плюс». В настоящее время в НКРЭ рассматривается проект методики формирования тарифов, предусматривающий сохранение в распоряжении облгазов средств, полученных от уменьшения производственно-технологических потерь газа.
Принятие постановления Кабмина о передаче сетей в хозяйственное ведение облгазов обнажило еще одну проблему отрасли. Фактически облгазы на протяжении ряда лет нелегитимно владели газораспределительными сетями. Причина кроется в самой процедуре передачи сетей на баланс облгазов.
В 1998 году Фонд госимущества в соответствии с совместным приказом с Минэкономики подписал с «Нафтогазом Украины» договор, согласно которому предусматривалась «передача обязательств по оперативному управлению газораспределительными сетями, которые находятся на балансах газораспределительных предприятий». Однако уже в следующем году на основании протеста Генпрокуратуры этот приказ был отменен как несоответствующий законодательству Украины. Таким образом, все договоры, подписанные НАК с июня 1999 года о режимах и условиях использования сетей, с юридической точки зрения являются недействительными.
Можно возразить, что с точки зрения обеспечения поступлений в бюджет более рациональной выглядела бы не передача сетей в хозяйственное ведение, что, по сути, эквивалентно «оперативному управлению», а их аренда или концессия. Однако интерес к газовым сетям у потенциальных арендаторов или концессионеров мог появиться исключительно в случае либерализации рынка и повышения тарифов для основного потребителя услуг и товаров облгазов - населения. В результате выплаты арендатора за пользование сетями были бы переложены на конечного потребителя.
В целом действующие договорные и имущественные отношения с потребителями, собственниками газа, транспортными компаниями остаются во многом непрозрачными. Например, платежи за газ от потребителей, поступающие на распределительные счета облгазов, автоматически (согласно алгоритму) распределяются между «Нафтогазом», «Укртрансгазом» и самими облгазами. Таким образом, облгаз может использовать лишь часть средств, которые отображены в его балансе.
Не в полной мере решена проблема учета газа. В настоящее время приборы учета стоят на выходе из магистральной системы «Укртрансгаза». Облгазы пока финансово не могут позволить себе установить их на входе в собственные сети. Повсеместная установка современных счетчиков бытовыми потребителями позволит им в полной мере воспользоваться преимуществами статуса квалифицированных и свободно выбирать поставщика в условиях свободной конкуренции. Такая система сегодня работает в странах Западной Европы.
Будущее сегмента газораспределения - в разделении функций распределения и поставки газа. Уже сегодня в ряде облгазов, контролируемых частным капиталом, подразделение, занимающееся сбытом (дистрибуцией), структурно отделено от транспортного. Это создает предпосылки для будущего разделения данных видов деятельности, как того требует украинское законодательство и нормы Второго энергопакета ЕС. Такое разделение в значительной степени решит проблемы неплатежей за газ и будет способствовать прозрачности рынка. Повсеместное внедрение современных приборов учета позволит поставщику без проблем отключать должников. При этом необходимо помнить, что разделение функций распределения и поставки газа приведет к росту тарифов для конечного потребителя.
В Европе - рынок. У нас - «Нафтогаз»
К настоящему времени государство создало большую часть необходимых предпосылок для организации полноценного рынка природного газа. Летом 2012 года НКРЭ после длительных дебатов утвердила Порядок доступа к объектам единой газотранспортной системы (ГТС). В частности, документ предполагает создание системного оператора, на которого будут возложены функции управления ГТС.
В соответствии с мировой практикой, функции системного оператора выполняет компания, управляющая национальными магистральными газопроводами. В Украине логичным было бы предоставление таких функций «Укртрансгазу». Эта компания уже лишилась тотальной опеки со стороны «Нафтогаза»; она оснащена соответствующим диспетчерским оборудованием, с помощью которого задаются и контролируются параметры работы ГТС.
Следующим шагом по реформированию внутреннего рынка должна стать либерализация импорта газа, которая невозможна без реформирования «Нафтогаза». Государственная компания, чиновники которой, прежде всего, не заинтересованы потерять «хлебные должности», сегодня стала основным тормозом реформы внутреннего газового рынка. Пытаясь сохранить собственный статус и некогда неограниченные возможности по ручному управлению газовым хозяйством страны, они не боятся тихо саботировать поручения Кабинета министров и Министерства энергетики и угольной промышленности. При этом они забывают, что лишение «Нафтогаза Украины» функций по «рулению» газовым рынком - не прихоть вышестоящих чиновников, а ключевой элемент европейской модели газового рынка, о которой так много говорилось в последние годы. Модели, которая позволяет властям Евросоюза успешно противостоять амбициям российского «Газпрома».