Украина может временно воспользоваться офшорным LNG-терминалом

Поделиться
Это на год-полтора ускорит диверсификацию источников газоснабжения.

Председатель координационного совета национального проекта LNG-терминал Виталий Демья­нюк 14 декабря во время профессиональной дискуссии «Перспек­тивы диверсификации газоснабжения Украины путем строительства LNG-терминала и добычи нетрадиционного газа» заявил: «LNG-­терминал - это один из инфраструктурных объектов, который будет существовать в газовой системе Украины и будет работать на стабильность газового рынка страны. Терминал должен быть вписан в национальную газовую систему с точки зрения инженерии, экономики, тарифообразования и баланса газа в Украине».

«Когда начинается работа по созданию LNG-терминала, очень эффективно использовать - на период строительства стационарного терминала - офшорный терминал, базирующийся на соответствующих кораблях. Мы видим механизмы использования офшорного терминала для импорта 3-4 млрд. кубометров газа в год в сжиженном виде в течение двух лет. Это довольно значительный объем газа, который позволяет разбавить внутренний рынок трубопроводного газа и газа, добываемого в Украине, а также дает основания начинать говорить о создании конкуренции на отечественном рынке газа с точки зрения и источников, и маршрутов, и способов поставки. Для офшорного терминала планируется привлекать инвесторов - для строительства компрессоров, газопроводов, которые будут проходить по земле и по которым будет поставляться газ потребителям», - отметил В.Демья­нюк. Вре­менное использование офшорного терминала, по расчетам экспертов, позволит на год-пол­тора ускорить диверсификацию источников газоснабжения.

По мнению участников профессиональной дискуссии, организованной Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова при поддержке парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, LNG-терминал хотя и является чисто инфраструктурным объектом украинского газового рынка, но при наличии политической воли и поддержки может стать действенным рычагом для стабильной работы всей газотранспортной системы страны и национального рынка газа.

В качестве примера директор энергетических программ центра «НОМОС» Михаил Гончар привел опыт Польши. Когда наши западные соседи практически начали диверсификацию источников маршрутов газопоставок и решили строить LNG-терминал, они сразу же реформировали свою мощную национальную газовую компанию (выполнявшую монопольно те же функции, что и НАК «Нафтогаз Украины»), выделив в обособленное предприятие ее газотранспортное подразделение. Таким образом, на польском газовом рынке одновременно появилась перспектива для инвесторов, поставщиков и покупателей газа - выбирать либо традиционный трубопроводный газ (причем российский или норвежский, который сегодня для поляков значительно дешевле «газпромовского»), либо поставляемый через LNG -терминал. Сам факт наличия такого потенциального выбора уже положительно повлиял на цены газа для польских потребителей. А также стал весомым аргументом в переговорах о поставках газа с различными компаниями-поставщиками, в частности с российским «Газпромом».

«Пока Украина имеет единст­венного монопольного поставщика природного газа, рынок газа будет рынком продавца. Наша цель - изменить эту конструкцию и сделать рынок газа сбалансированным, а еще лучше - сделать его рынком покупателя. Наша цель - иметь исключительно экономически обоснованную цену на газ без политической скидки или надбавки. LNG-терминал является объектом «отсечения» необоснованной монопольной цены. Как только цена газа на рынке превысит экономически обоснованный уровень, это означает, что становится экономически обоснованным функционирование LNG-терми­нала в интересах страны. Наши энергетические отношения с Российской Федерацией и закупка российского газа, поставляемого исключительно по трубопроводам, делают Украину региональным рынком. LNG-терми­нал позволит задействовать другие механизмы и источники поставок газа и сделает Украину полноценным участником мирового энергетического рынка», - заявил В.Демьянюк.

Участники дискуссии, рассмот­рев основательное исследование экспертов Центра им. А.Разумкова о перспективах LNG-терминала, пришли к выводу, что такой объект действительно будет способствовать диверсификации источников и маршрутов газоснабжения Украины. Однако, отмечают специалисты и политики, не стоит его рассматривать в качестве альтернативной замены существующих источников
газоснабжения, как и увеличение добычи нетрадиционного газа. Сжиженный газ должен логически дополнить «энергетическую корзину» Украи­ны и тем самым обезопасить ее жителей от возможного резкого роста цен на газ в Европе и мире. Правда, отдельные политики и эксперты, принимавшие участие в дискуссии о перспективах LNG-терминала в Украине, сомневаются в жизнеспособности этого проекта ввиду того, что «энергетические воп­росы в Украине уже давно решаются не стратегически, в пользу государства, а ситуативно и в интересах определенных представителей влас­ти, которая сегодня господствует на Печерских холмах»...

Однако, как отметил В.Демья­нюк, в Украине о терминале говорят почти 20 лет, а вот делать практичес­кие вещи для его строительства начали только полтора года назад. По его словам, на базе ТЭО, которое разработает испанская компания Socoin к 31 января (см. ZN.UA №40 от 5 ноября 2011 года «Испанская Socoin начала разработку ТЭО украинского LNG-тер­минала»), будут подготовлены инвестиционные пред­ложения, то есть инвестиционный меморандум. «Из этого до­кумен­та инвесторы увидят, какой объем инвестиционных средств требуется для этого объекта, а также финансовые показатели операционной деятельности, сроки возврата средств, уровень доходности и все необходимое инвесторам для принятия решений».

Поскольку это объект инфраструктуры, до 25% в строительстве терминала, подготовительных работах строительства газопроводов и дноуглубительных работах должно взять на себя государство. «Ме­ха­низм привлечения инвестиций - путем создания корпораций, где час­тичное участие государства и частичное - консорциума инвесторов. Я считаю, что мы за счет первых 30% инвестиций сможем сделать всю ту часть, которая обеспечивает работу офшорного терминала, сможем построить трубу до врезки в действующую газотранспортную систему, углубить ка­налы для подхода судов, построить площадку для регазификационной установки. И тогда мы уже будем иметь на своей территории альтернативный газ. Это проект, который уже можно нести в банк и привлекать еще 70% кредитных средств, чтобы построить танки
(емкости для хранения газа)», - объяснил В.Демьянюк.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме