Цены на бензин за год выросли почти на треть. Во многом – благодаря «Ливеле»

22 декабря 2011 в 12:21
За истекший год стоимость наиболее популярной марки бензина А-95 на украинских автозаправочных станциях выросла на 31,3% (2,45 грн. за литр), на дизтопливо — на 35,5% (2,54 грн. за литр).
zapravka_benzin_DSC0525_znua.JPG
Андрей Товстыженко, ZN.UA

Сразу необходимо оговориться, что такое сопоставление цен в декабре 2010 и 2011 годов не совсем корректно и несколько искажено. Дело в том, что уровень цен в декабре 2010 года нельзя считать объективным в связи «переливом» рынка топливом, поставленным через фирму «Ливела» — безналоговым импортером, наделенным украинскими судами правом ввозить сырье и нефтепродукты без уплаты акциза и НДС, пишет в своей статье для ZN.UA директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

По его словам, что в этом и заключалось то небольшое «добро», которое получил от работы этой структуры украинский автомобилист: если нефть с августа по ноябрь 2010-го подорожала на 10%, то цены на украинских автозаправках в этот период оставались неподвижными, а в сентябре и октябре даже снижались вопреки внешней конъюнктуре. Иными словами, год назад и бензин, и дизельное топливо должны были стоить дороже. И таким образом сегодня «статистика роста» не выглядела бы столь внушительной.

Тем не менее, основная составляющая этого роста имеет под собой вполне понятную основу, отмечает эксперт. Первый фактор — рост нефтяных цен. Так, если среднегодовая цена нефти марки Brent в текущем году составила 113 долл./барр., то в прошлом — 79 долл./барр. Рост нефтяных котировок на 43% добавил ценам в Украине около 1,80 грн./л.

Вторым по значимости фактором, по словам С.Куюна, стало увеличение налогов. Основной удар пришелся по бензину: с 1 января 2011 года акцизный сбор на него был увеличен почти на 40% — со 132 до 182 евро/т. Это добавило ценам еще 50 коп./л.

Особо напряженными выдался первый квартал 2011-го, в конце которого цены на нефть под влиянием событий в Ливии достигли посткризисного максимума — 125 долл./барр. В сочетании с новыми ставками налогов в апреле текущего года вполне реально замаячила перспектива роста цен на бензин А-95 до 11 грн./л. Тогда Минэнергоугольпром приняло едва ли не единственное в этом году продуктивное решение — инициировало временное снижение акцизного сбора до уровня 2010 года и тем самым не дало ценам на высокий октан уйти выше отметки 10,50 грн./л.

С.Куюн отмечает, что в отличие от первого квартала 2011-го украинцам больше повезло под занавес года. Возврат повышенных ставок акцизного сбора с 1 сентября крайне удачно совпал со снижением мировых котировок, что позволило избежать роста цен на бензоколонках.

Осенью цены стабилизировались, о чем говорит не только их непоколебимость на протяжении сентября — декабря, но и сопоставление с ценами на стелах европейских стран. Традиционно оставаясь наиболее низкими в Европе в абсолютном выражении, по показателю цен без налогов Украина находится в одной плоскости с соседними странами. Данный анализ цен представляется наилучшим индикатором адекватности внутреннего рынка, так как по своей системе обеспечения нефтепродуктами Украина является типичной европейской страной, т.е. не имеет большой собственной добычи нефти и газа.

Эти энергоресурсы преимущественно импортируются, соответственно, сопоставимыми должны быть и цены реализации. В свою очередь приводимые иногда сравнения с ценами в России и Беларуси малопоказательны, так как в этих странах действует специальный режим поставок нефти на внутренний рынок, который фактически является дотацией потребителей за счет большой российской нефтедобычи.

Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Сергея Куюна «Автомобилист, будь готов!».

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Loading...
Реклама
USD 26.10
EUR 28.01
Последние новости