Одесский водоканал: мораторий на инвестиции

Поделиться
Одесса может похоронить последний проект в сфере реформирования жилищно-коммунального комплекса, начатый прошлой властью...

Одесса может похоронить последний проект в сфере реформирования жилищно-коммунального комплекса, начатый прошлой властью. Все остальные, касающиеся обслуживания жилья, с треском провалились. Но ситуация вокруг последнего куда сложнее. Речь идет о городском водоканале, два с половиной года назад переданном в аренду на 49 лет частной структуре.

Еще тогда это решение выглядело сомнительным и вызвало волну негодования. Его готовили в спешке, без проведения тендера. И сегодня Одесса «має те, що має». Оправдались самые худшие опасения: арендатор свои обязательства по инвестированию не выполняет.

Исковое заявление о расторжении договора аренды уже в суде. Хотя решения сессии на этот счет пока нет. Но Одесская мэрия настроена воинственно. Об этом свидетельствует и уже принятое депутатским корпусом решение о создании коммунального предприятия «Одесводоканал». В ответ арендатор предъявил мэрии два иска и собирается взыскать с города крупную сумму…

Изучением сложившейся ситуации занимается рабочая группа. Возможно, арендатор докажет, что он пришел в город всерьез и надолго. Возможно, власти дадут ему гарантии стабильного присутствия на одесском рынке и сотрудничество будет продолжено. Но чем бы ни закончилось нынешнее тихое противостояние, этот печальный опыт реформ уже преподнес главный урок. Когда власть руководствуется не интересами городской общины, а бизнеса (что было продемонстрировано предыдущим руководством города), ничего путного ожидать не приходится.

Ненормальность ситуации очевидна и по другой причине — пожалуй, самой главной. Отдавать в аренду стратегические объекты, от которых зависит водоснабжение всего города, руководствуясь при этом политической конъюнктурой, связями, личными обещаниями и клятвами, непозволительно и даже, если хотите, преступно. Потому что от смены власти в городе и ее политического окраса работа водопровода зависеть не должна. А все это в Одессе имеет место.

Сомнительный проект

О том, что инвестор (а им стала мало кому известная киевская компания ООО «Инфокс») не справляется со своими обязательствами, стало ясно уже по итогам первого года работы. Но тогдашняя власть, приложившая максимум усилий для реализации проекта, по этому поводу не расстраивалась. Напротив, оценки были положительные. Новое предприятие «Инфоксводоканал» обеспечило раньше обещанного срока круглосуточную подачу воды, чего одесситы были до этого лишены.

Между тем в 2004 году вместо предусмотренных 91,02 млн. грн. инвестор вложил чуть более половины — 47,1 млн. грн. Часть этих средств — 18,6 млн. — выплатили в виде аванса поставщикам товаров и исполнителям работ. Причем эти работы так и не были выполнены. Эту сумму впоследствии пришлось вернуть, так как необходимость в запланированных работах отпала.

Основная доля инвестиций была вложена в покупку у «Одессаоблэнерго» трех трансформаторных подстанций, первоначально не предусмотренную планом. Это приобретение рассматривается нынешними властями далеко не однозначно. Поскольку инвестор вложил средства не в реконструкцию объектов водоканала, а в увеличение своей доли собственности в предприятии «Инфоксводоканал».

Дело в том, что в августе 2004 года «Инфокс» убедил власти пересмотреть инвестиционную программу. И большая часть средств (62,6 млн. грн.) была тут же переориентирована на внедрение энергосберегающих технологий. Но и они были освоены только на 30,2%, а фактически потрачены на покупку трех упомянутых выше подстанций. Тогда же решением сессии горсовета были в целом уменьшены суммы инвестиций на 2005 и 2006 годы — со 118 млн. грн. до 89,2 млн. и 91,09 млн. грн. соответственно.

Однако не прошло и полгода, как горсовет в январе 2005-го по просьбе инвестора вообще приостановил выполнение инвестиционной программы, за исключением двух пунктов, на период разработки новой. Кстати, она разрабатывается до сих пор.

Фактически инвестор в 2005-м и 2006-м должен был вложить средства лишь в замену городских сетей — 2,1 млн. и 3,5 млн. грн. соответственно. Но даже с этими незначительными объемами компания справилась только на 53,8%. Запланированная инвестором сумма на внедрение энергосберегающих технологий тоже не освоена. В конечном итоге в 2005 году вместо 45,8 млн. грн. было вложено лишь 18, 2 млн. Причем 9,8 млн. из них пошли на выплату зарплаты и оплату электроэнергии. А в первом полугодии 2006-го вместо 41,7 млн. грн. «Инфокс» освоил всего 1,49 млн.

В общем, за два с половиной года киевское ООО вместо первоначально обещанных 268,6 млн. грн. фактически вложило в реконструкцию и развитие водоканала всего 48,1 млн. А по данным горисполкома, и того меньше — 45,4 млн. Но как бы ни «плясали» цифры, уже никто не сомневается, что 500 млн. грн., которые компания «Инфокс» обещала инвестировать до 2010-го, то есть в течение семи лет, — это блеф.

«Нам навязали старую программу»

Невыполнение обязательств руководство ООО «Инфокс» объясняет тремя основными причинами. Первая — инвестиционный план, ставший составной частью договора аренды, морально устарел. Поскольку был ориентирован на увеличение мощностей для подачи воды и рост энергопотребления и разрабатывался в одностороннем порядке, без привлечения специалистов «Инфокса» и научных организаций.

Но что самое интересное, этот план, оказывается, был навязан инвестору против его воли. Так что вкладывать деньги в его реализацию — все равно что закапывать их в землю, убеждены в «Инфоксе».

Прежнее руководство города поддержало предложение инвестора пересмотреть план с учетом достижений научно-технического прогресса и наложило мораторий на его выполнение. Напомним, это случилось в конце января 2005 года, когда было ясно, что дни старой власти сочтены.

Вторая причина — угроза расторжения договора аренды. После смены власти в городе весной прошлого года она зависла над инвестором как дамоклов меч. Кто же в таких условиях будет вкладывать деньги?

И, наконец, третья причина. «Инфокс» считает, что для инвестирования 500 млн. грн. и получения максимального экономического эффекта семь лет — срок недостаточный. Поэтому новая инвестиционная программа развития водоканала, разрабатываемая уже больше года киевским Научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом городского хозяйства, рассчитана на 2006—2020 годы. Часть этой программы — по энергосбережению на 2006—2007 годы с объемом финансирования 269,7 млн. грн. — институт готов уже в ближайшие дни представить на рассмотрение депутатских комиссий.

Однако какие бы аргументы ни приводила компания «Инфокс», для властей очевидно главное: инвестор не выполняет свои обязательства. Надо сказать, что замечания на сей счет были сделаны инвестору уже по итогам работы первого года. Правда, случилось это на совещании в облгосадминистрации. Тогдашний главный инженер «Инфоксводоканала» сообщил, что программа инвестирования не только готовилась в спешке, а потому не отвечает сегодняшним реалиям, но и вообще освоить 91 млн. грн. в год просто нереально. «Я 35 лет работаю водопроводчиком и по опыту знаю, что можно вложить лишь 20—30 млн. грн. в год», — сказал он.

Такое объяснение еще тогда дало повод участникам совещания усомниться в способности и намерениях инвестора вкладывать свои средства в реконструкцию и развитие водоканала. Дело в том, что финансирование программы развития осуществлялось не только за счет собственных средств «Инфокса», но и параллельно за счет средств промышленных предприятий и различных организаций города, в том числе бюджетных. Поэтому вопрос, за какие деньги в действительности инвестор латает одесский водопровод, прозвучал как ключевой.

Еще до передачи водоканала в аренду была разработана программа развития КП «Одессаводоканал» на 2003—2007 годы на сумму 97,9 млн. грн. Источником ее финансирования стала так называемая инвестиционная составляющая, заложенная в тарифе на воду для всех потребителей города, за исключением населения. Это порядка 19 млн. грн. в год. Таким образом город пытался найти средства для обновления прогнившего за много лет водопровода. Так вот, выполнение этой программы вместе с финансированием, то есть с инвестиционной составляющей, плавно перешло в руки инвестора.

Однако и она была провалена. В 2004 году «Инфоксводоканал» выделил на реализацию программы всего 9,1 млн. грн. вместо 19,7 млн., в 2005-м — 1,8 млн. вместо 20,6 млн., в первом полугодии 2006 года — только 0,55 млн.

По словам руководства «Инфоксводоконала», всему виной низкие тарифы, которые давно перестали покрывать расходы предприятия. К тому же часть средств приходилось направлять на погашение кредиторской задолженности. А власти упорно не желали корректировать тарифы в сторону увеличения.

Заметим, что новые тарифы были утверждены 16 октября 2003 года и введены накануне передачи водоканала в аренду. И это решение вызвало в городе многочисленные акции протеста. Для проверки обоснованности повышения Верховная Рада создала специальную экспертную комиссию, которая подтвердила: тарифы завышены.

Кстати, при формировании новых, которые введены с 1 июня с.г., инвестиционная составляющая сохранилась. Но если тариф для населения вырос в 1,6 раза и равняется 1,86 грн. за кубометр, то для всех остальных потребителей — в 2,3 раза и составляет 8,59 грн. Так что водоканал снова с хорошей прибылью. Впрочем, эта сфера вовсе не убыточная, а всего лишь запущенная, считают специалисты. И может приносить доходы своим хозяевам.

В мэрии на этот счет, похоже, и не сомневаются. Есть основания считать, что властям известно об истинном положении дел. После выборов в марте с.г. неожиданно для всех заместителем мэра Одессы стал Вячеслав Карев, бывший директор «Инфоксводоканала». Директорскую должность он занимал с января 2004-го (с момента передачи водоканала в аренду) по январь 2006-го. Но самое невероятное случилось позже. Через два с половиной месяца на В.Карева было совершенно нападение. В критическом состоянии его доставили в больницу, где он находится и по сей день. Правоохранители отрабатывают несколько версий. Две из них связаны с его работой в «Инфоксводоканале» и в должности зама, курировавшего ЖКХ, в том числе «Инфоксаводоканал».

Встречные претензии

Итак, 30 июня 2006 года мэрия направила иск в суд с требованием расторгнуть договор аренды и взыскать с ООО «Инфокс» 3,9 млн. грн. Основные аргументы — невыполнение арендатором своих обязательств. Помимо цифр, приведенных в качестве доказательств, мэрия отмечает, что ООО «Инфокс» препятствует городским структурам в осуществлении контроля за арендованным имуществом, не предоставляет вовремя данные о выполнении инвестобязательств, тратит средства, не предусмотренные программами развития водоканала. Также наблюдается необоснованное завышение объема выполненных работ. Кстати, в справе КРУ отмечается: проверить их выполнение зачастую невозможно — все сети находятся под землей на глубине двух метров.

В июле 2005 года истек срок страховки имущества водоканала, взятого в аренду. И договор страхования арендатором пролонгирован не был. К тому же инвестор не вносил в полном объеме арендную плату, в результате чего образовался долг в размере 3,9 млн. грн. В предыдущие два года компании была установлена льготная ставка — 1% от стоимости арендованного имущества вместо обычных трех. В 2006-м эта ставка уже не действует, но арендатор упорно продолжал платить 1%. Так как предыдущая власть обещала сохранить эту льготу на период вложения инвестиций.

Правда, ситуация изменилась с 1 июля — теперь арендная плата включена в тариф. И инвестор уже готов вносить ее в полном объеме, ведь потребители воды все возместят.

В ответ на иск мэрии ООО «Инфокс» направило в суд два исковых заявления и требует взыскать с города 70,9 млн. грн. Инвестор считает, что неправомерными действиями горсовета ему был нанесен значительный ущерб. В частности, городские власти игнорировали обращения ООО «Инфокс» по поводу пересмотра тарифов в сторону увеличения. На протяжении двух лет росли зарплаты, цены на электроэнергию, топливо, появились новые статьи расходов — арендная плата за имущество водоканала, его страховка, проценты по кредитному договору. Поэтому город обязан возместить разницу между тарифами и расходами. По подсчетам компании, это 47,6 млн. грн.

При этом в «Инфоксе» ссылаются на Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Хотя в дополнении к договору аренды сказано: в случае предоставления льгот по арендной плате ООО «Инфокс» гарантирует горсовету, что настаивать на пересмотре тарифов не будет.

Второй иск содержит требований на 23,3 млн. грн. Сюда инвестор включил расходы, которые он понес из-за того, что власти, к примеру, не начислили амортизацию на арендованное им имущество, завысили сумму кредитного договора, по которому горсовет передал «Инфоксу» денежные средства водоканала, и ряд других. В общем, инвестор подсчитал, что расторжение договора аренды обойдется городу приблизительно в 100 млн. грн…

Чем в конце концов обернется для Одессы аренда стратегического объекта, так никто и не знает. С какими истинными намерениями пришла частная компания: вложить или только заработать — тоже до конца не ясно. Этот вопрос звучал два с половиной года назад при подписании договора аренды. К сожалению, он так же актуален и сегодня.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме