Минфин решил компенсировать бюджетные дыры за счет "региональных" денег

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Минфин решил компенсировать бюджетные дыры за счет "региональных" денег При подготовке налоговой реформы "забыли" о местных бюджетах © Андрей Товстыженко, ZN.UA
Власть сбалансировала госбюджет за счет благосостояния регионов, таким образом "забыв" об одной из главных реформ в государстве.

Министерство финансов Украины, очевидно, желая выполнить директивы МВФ, решило компенсировать дефицит бюджета за счет "региональных" денег, что, в сущности, ставит крест на всех достижениях предыдущих полутора лет проведения реформы региональных финансов.

Об этом пишет экономический обозреватель Юлия Самаева в своей статье для ZN.UA.

По ее словам, в своем годовом отчете Министерство финансов записало себе в заслуги увеличение финансовых ресурсов местных бюджетов на 40%, а в своей налоговой реформе тот же Минфин "сделал все", чтобы эти дополнительные ресурсы из местных бюджетов "перекочевали обратно" в госбюджет.

Читайте также: ЕС выделит Украине 100 млн евро на децентрализацию

Правки в Налоговый кодекс от Минфина, даже в последнем "компромиссном" варианте, готовят сразу несколько "сюрпризов" местным властям, говорится в статье.

"Налог на доходы физических лиц всегда был бюджетообразующим для регионов, и это справедливо, так как фактически налог платят люди, работающие и в большинстве своем проживающие в данной конкретной местности. Но в борьбе за вывод зарплат из "тени" о том, что НДФЛ наполняет местные бюджеты, вообще забыли. Минфин предлагает сменить прогрессивную шкалу на плоскую с единой ставкой: в первом варианте - 20%, а после последних правок - 18% в 2016-м и 17% - с 2017-го. Но оставляет льготу, "чтобы малообеспеченные граждане платили меньше налогов. Налогом не облагается часть заработной платы (0,5 минимальной заработной платы - 689 грн), не превышающей 4134 грн (три МЗП)", - пишет Самаева.

По ее словам, наличие каких-либо льгот для налогов, закрепленных за местными бюджетами, ставит под вопрос их равномерное и прогнозированное поступление.

"В конце концов, если есть льгота, ее при любой возможности будут использовать, это экономически выгодно бизнесу. Во-вторых, уровень зарплат в небольших населенных пунктах традиционно ниже, чем в областных центрах и крупных городах. В итоге уже существующий разрыв между бюджетами общин и районов будет только расти", - отмечает автор статьи.

Реформа "от Минфина" упрощенной системы – второго в структуре местных бюджетов налога - предполагает, что все юрлица, а также физлица-предприниматели с оборотом свыше 2 млн грн перейдут на общую систему налогообложения, соответственно, единый налог платить уже не будут. Таких плательщиков в Украине будет свыше 200 тыс.

Читайте также: Рада передала местным властям функции госрегистрации недвижимости

По мнению Самаевой, предложенное реформирование упрощенной системы налогообложения приведет к замедлению социально-экономического развития регионов, а направление 30% единого налога в госбюджет вызовет разбалансировку местных бюджетов и их дефицитность.

"Можно приветствовать осознание Минфином того, что единый налог может существовать исключительно как стартовый для нового бизнеса, - комментирует эксперт Юрий Ганущак. - Но так как он на сегодняшний день в структуре местных бюджетов заменяет как НДФЛ, так и налог на прибыль, то и распределение его должно быть пропорциональным и равномерным, чего в предложениях Минфина нет".

По подсчетам Ассоциации городов Украины (АГУ), местные бюджеты из-за реформирования "упрощенки" потеряют до 4 млрд грн.

"Они забирают часть единого налога, делая его источником поступлений в госбюджет, уменьшают количество плательщиков этого налога, по субвенциям денег не хватает, местный акциз хотят перераспределить. Проблем - масса. Как и кто их будет решать, пока непонятно, - говорит Александр Слобожан из АГУ. - Анализ законодательных инициатив позволяет утверждать, что в случае их реализации произойдет полное нивелирование достижений бюджетной децентрализации, а финансовое обеспечение территориальных общин в 2016 г. существенно ухудшится".

По мнению автора статьи, при подготовке налоговой реформы никто из реформаторов ни от Минфина, ни из депутатской группы не подумал о местных бюджетах.

"А все потому, что Минфин потратил год времени на документ, который совершенно не учитывает одну из главных реформ в государстве, и сбалансировал госбюджет за счет благосостояния регионов", - подытожила Юлия Самаева.

Напомним, по словам премьер-министра Арсения Яценюка, проект согласованной налоговой реформы уже направлен в Раду, а президент просит рассмотреть его безотлагательно.

Подробнее о проблемах с финансированием регионов читайте в статье Юлии Самаевой "Бюджетная децентрализация: полный назад!" в свежем выпуске "Зеркала недели".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме