Греция: не дефолт

Поделиться
Греции удалось договориться с частными инвесторами о списании части долгов и обмене гособлигаций.

Греции удалось договориться с частными инвесторами о списании части долгов и обмене гособлигаций. Реструктуризация была тем главным условием, от которого зависели предоставление Афинам второго пакета финансовой помощи и спасение ее от дефолта, который реально мог случиться 20 марта.

Принуждение к реструктуризации

Банки, инвестиционные фонды, страховые компании, хедж-фонды, представляющие многочисленную армию частных инвесторов, согласились «по собственному желанию» уменьшить долговое бремя страны на 107 млрд. евро, иными словами, списать почти треть текущего госдолга Греции, достигшего 360 млрд. евро. Впрочем, выбор у инвесторов был весьма ограниченный: потерять официально 53,5% (а фактически - 75% стоимости облигаций) или вообще лишиться всех своих вложений в случае неконтролируемого дефолта Греции.

С 24 февраля до вечера 8 марта правительство Греции предоставило инвесторам право заявить свою позицию - поддержать списание части греческого долга или нет. Если бы на списание долга и добровольный обмен ценных бумаг согласилось менее 75% инвесторов, то на второй пакет финансовой помощи Афины могли не рассчитывать.

Утром 9 марта министр финансов Греции торжественно объявил, что правительству удалось получить согласие на реструктуризацию долга от частных инвесторов, в руках которых находится более 85% греческих бондов. Что касается «несогласных» кредиторов, то они будут вынуждены примкнуть к «согласным» и пойти на обмен облигаций, поскольку именно такой механизм - норма коллективного действия - прописан в законодательном акте, который был специально и в срочном порядке принят греческим парламентом в середине февраля.

Итак, завершившаяся операция по принуждению к реструктуризации обеспечила обмен ранее выпущенных Грецией гособлигаций (на сумму в 177 млрд. евро) на новые, номинальная стоимость которых уменьшена на 53,5%, а срок погашения продлен от 11 до 30 лет. Из общего объема греческого долга в 360 млрд. на долг перед частными кредиторами приходится 206 млрд. евро. Благодаря обмену облигаций Афины смогут списать около 107 млрд. евро долга.

В минувшую среду, 14 марта, министры финансов Еврогруппы одобрили выделение второго пакета помощи в 130 млрд. евро, из которых 28 млрд. евро предоставит МВФ, остальную сумму - институты еврозоны. Кредит будет выплачиваться на протяжении двух лет, но первый транш должен поступить до 20 марта, чтобы Афины успели начать выплаты по госдолгу во избежание дефолта. Посему в Европейский стабфонд поступила официальная просьба от членов еврозоны о выделении Греции первой партии из второго пакета помощи в размере 39,4 млрд. евро, которые будут выплачиваться траншами помесячно.

Передышка

Успешная реструктуризация стала определенной передышкой, пусть и весьма короткой, как для Евросоюза, так и для Греции. Но впереди - одни лишь трудности. Греция продолжает находиться в глубочайшем кризисе. Растет безработица, достигшая рекордного уровня - 21% экономически активного населения. Спад производства длится уже четвертый год подряд, идет вынужденное сокращение бюджетных мест, продолжается бегство капитала за рубеж. К концу текущего года ВВП Греции, по прогнозам, снизится на 7%. И этот кризис не удастся преодолеть в течение года-двух. Нужны не только меры жесткой экономии, понадобятся масштабная перестройка экономики и проведение структурных реформ. Грецию ждут нелегкие времена как минимум последующее десятилетие.

Когда европейцы (голосом Еврокомиссии) начинают предписывать грекам, что делать для спасения экономики и страны в целом (что больно бьет по «национальной гордости» эллинов), то надо понимать, что касается это не столько населения, сколько правителей. Ведь именно две ведущие политические партии - левоцентристская ПАСОК и правоцентристская «Новая демократия», регулярно сменяя друг друга у власти, и довели страну до плачевного состояния, перед каждыми выборами неоправданно поднимая социальные выплаты. Они сами жили припеваючи и приучили страну жить не по средствам. Благо, кредиты выдавались Греции как члену ЕС, а не как стране третьего мира.

Кстати, в среду министр финансов Греции Эвангелос Венизелос заявил о своем намерении уйти в отставку. Всегреческое социалистическое движение ПАСОК на предстоящем съезде 18 марта собирается избрать его, как единственного кандидата, главой партии. Согласно опросам, социалисты существенно отстают в электоральных симпатиях от консерваторов. Потому ставка делается на то, что успешный и довольно жесткий министр финансов сможет придать партии мощный импульс.

Позитив для Греции состоит в том, что она не осталась один на один с надвигающимся дефолтом. Партнеры по Евросоюзу и соседи по зоне евро, пусть даже некоторые и со скрипом, но удержали «утопающую» Грецию в своем кругу. К слову, министр финансов Германии Волфганг Шойбле видит одну из колоссальных проблем Греции в раздутом и недееспособном административном аппарате. Поэтому он предлагает временно откомандировать в Грецию немецких чиновников для «обмена опытом».

При этом не стоит забывать, что финансовая помощь в 130 млрд. евро не предназначена пострадавшим от кризиса (а теперь и от режима экономии) гражданам страны. Деньги уйдут на обслуживание оставшихся долгов, и получат их опять все те же банки, страховщики и прочие финансисты - держатели греческих гособлигаций. Кроме того, кредитная помощь - это не благотворительный или спонсорский взнос. Кредит - это деньги взаймы, по которым следует выплачивать проценты и которые когда-то следует вернуть кредитору.

Профилактика

Большинство европейских стран обременено долгами. Правда, у каждой своя долговая история и не только национальные, но и экономические особенности.

Дефолт Греции определенно не привел бы к дефолту всей еврозоны (ибо греческая доля в общем ВВП Евросоюза ничтожно мала - всего 2%), однако он запустил бы тот эффект домино, о котором не устают говорить еврочиновники, являющиеся еврофилами по месту работы. С другой стороны, коллективное спасение Греции может привести к тому, что и другие нуждающиеся страны захотят от ЕС таких же экстремальных мер в свою пользу. Или, что более опасно, тоже возжелают применить «насильственный» метод реструктуризации долгов.

Статистика от Евростата поведала о том, что в январе зона евро установила рекорд по безработице - 10,7%, и что в течение 2012 года общий экономический спад еврозоны составит 0,4% ВВП. Португалия, Испания, Италия уже вступили в период рецессии, Ирландия, Бельгия и Нидерланды стоят на пороге спада. И все проблемные страны, с одной стороны, жаждут помощи Евросоюза, с другой - стонут от мер жесткой бюджетной дисциплины, принимаемой в еврозоне под давлением Германии. Премьер-министр Испании, к примеру, заявил, что его страна уже не в силах выполнять стабилизационные обязательства на текущий год, согласованные с Еврокомиссией и Европейским центробанком. Поэтому дефицит госбюджета Испании в этом году составит не прописанные 4,4% ВВП, а реальные 5,8%. Отставание, естественно, продлится и в последующие годы.

Действительно, Германия, поддерживаемая Францией, пытается ввести некие профилактические меры, которые смогут в будущем предотвратить масштабный кризис на просторах Европы. Так, на последнем саммите ЕС (1 марта) было наконец-то, после года согласований, подписано Соглашение о стабильности координации и управления в экономическом и валютном союзе, а проще говоря, Бюджетный пакт. В соответствии с ним долг всех государств ЕС не должен превышать 60% ВВП. На сегодняшний день его превысили 22 страны ЕС и обязаны снижать его минимум на 5% в год. Из нововведений - так называемый структурный дефицит национального бюджета не должен превышать 0,5% номинального ВВП, для стран с низким уровнем госдолга он может составлять и 1% ВВП. И наконец, новая схема «автоматического» введения штрафных санкций в отношении страны, нарушающей 3-процентный дефицит бюджета и 60-процентный лимит госдолга. Кстати, о штрафах речь шла еще в «Пакте стабильности и роста», принятом 15 лет назад.

Подписавшиеся государства (а их 25 из 27) должны теперь внести новые нормы в свои законодательства. Но сначала их будут рассматривать и голосовать в национальных парламентах. Уже понятно, что процедура ратификации будет, мягко говоря, непростой. Великобритания и Чехия просто отказались от участия в Бюджетном пакте, мотивируя это тем, что слишком большие полномочия Еврокомиссии дадут ей право напрямую вмешиваться в национальную экономическую политику. Пакт вступит в силу сразу после того, как его примут первые 12 национальных парламентов, и его статьи станут законом только для 17 стран зоны евро. Остальные восемь стран, добровольно присоединившиеся к пакту, заявили, что нормы соглашения послужат «идеальными ориентирами» в бюджетной политике.

Ирландия же объявила, что проведет по данному вопросу референдум. Однако результаты двух предыдущих ирландских референдумов по общеевропейскому законодательству оптимизма не вселяют. Очевидно, что именно после заявления Ирландии в Пакт была внесена еще одна норма: страна, отказывающаяся от ратификации данного соглашения, не может обращаться за помощью к Европейскому антикризисному фонду. Скорее всего, строптивым кельтам придется смириться с общими правилами, поскольку Ирландия - не просто член единовалютного пространства, она стала первой страной, которая в конце 2010 года стала получать финансовую помощь из Европейского фонда финансовой стабильности.

Несмотря на то, что сами по себе идеи, заложенные в Бюджетный пакт, способны навести порядок в зоне евро, пока никто даже из числа его разработчиков не готов прогнозировать пути и сроки его имплементации. По оценкам экспертов, параметры пакта «столь хороши» и поэтому во многом трудновыполнимы, что еврозона приблизится к нему в лучшем случае лет через десять.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме