Эксперты сказали, на чьей совести импорт российского топлива в Украину и как это побороть

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Эксперты сказали, на чьей совести импорт российского топлива в Украину и как это побороть
На 11 месяце войны импорт российского топлива в Украине все еще не запрещен.

Импорт российского горючего в Украину, который продолжается даже на 11 месяце войны, имеет по меньшей мере два аспекта, способствующие этому позорному явлению. Об этом в статье для ZN.UA "Европейский газ с российским привкусом" пишут эксперты "Консалтинговой группы А-95" Артем Куюн и Иван Марченков.

"Нюанс, который все 10 месяцев войны остается за кадром. Для многих это было сюрпризом, но импорт российского горючего в Украину не запрещен. В списке подсанкционных товаров нефтепродуктов нет, а 3% спецпошлины на автогаз и 4% на трубный дизель - это все юридические барьеры, которые сегодня существуют для снабжения", - отмечается в статье.

"Конечно, мы вряд ли допустим растаможку продукта с российскими документами, но буквой закона их ввоз не запрещен", - заявил экспертам опрошенный сотрудник Энергетической таможни.

"Так может быть, стоит начать с введения строгого наказания за работу с российскими нефтепродуктами?", - задаются вопросом они.

При этом идея повышения пошлины на нефтепродукты без сертификата вызывает у экспертов скептическое отношение.

Во-первых, никакой проблемы сделать сертификат EUR1 в Европе нет. Как нет и действенного метода украинским службам оперативно проверить его подлинность. Повышение финансового барьера для бессертификатного газа не будет иметь успеха без введения жесткого контроля за оформлением сертификатов происхождения со стороны Литвы, Латвии и Польши и других стран.

Во-вторых, учитывая доходность Прибалтики для российских производителей, не спасет ситуацию даже пошлина в 10% , речь должна идти о 25% и более.

"Но даже если сфера выдачи сертификатов будет приведена в порядок, рынок Украины останется открытым для 49% российского газа в общих объемах импорта из Европы. За военные месяцы это около 150 тыс. тонн", - говорится в статье.

"Быстрого и на 100% действенного рецепта нет. Как видим, расчет на совесть украинских импортеров провалился. Надо смотреть правде в глаза: все хорошо знают откуда у прибалтов газ, но от того круг желающих его купить не уменьшается", - отмечают эксперты.

Уголовная перспектива, конечно, может критически сузить круг желающих поиграть с кровавым газом.

"Вместе с тем опытные трейдеры понимают, что любое увеличение ответственности или налоговой нагрузки увеличит и без того богатый инструментарий манипуляций госслужащими. Да и, как показывает опыт, в таких случаях в первую очередь страдают именно добродетельные операторы", - говорится в статье.

Поэтому эксперты советуют не изобретать колеса, а прибегнуть к соседскому опыту упорядочения рынка.

"В Польше доступ на рынок нефтепродуктов, стратегическую для страны сферу экономики, очень жесткий. Каждый, кто хочет приобрести лицензию (концессию), попадает под финансовый микроскоп. Владелец концессии должен держать определенный запас топлива, то есть фактически несет ответственность за стабильное функционирование рынка. В качестве финансового обязательства выступает кругленькая сумма депозита в банке. Этим депозитом компания рискует в случае выявления  нарушения ею закона", - отмечают эксперты.

Кроме того, они рекомендуют подумать над систематизацией рынка.

"Концессии (в Польше, - ред.) одно время отсеяли большинство несистемных мелких игроков, которые обычно составляли основу нелегальных схем и не несли никакой финансовой и экономической ответственности за свою деятельность. Возможно и в Украине пора подумать над систематизацией рынка для повышения его стабильности и ответственности его операторов", - говорится в статье.

Этот шаг, подчеркивают эксперты, является насущным для Украины, поскольку сжиженный газ – это не единственное российское топливо, которое под европейской вывеской массово попадает в Украину.

"В частности, есть много вопросов к потоку импорта дизельного топлива как с запада, так и с юга", - подчеркивают они.

Напомним, Украина до сих пор покупает российское топливо, но теперь с европейскими документами. Весь газ, едущий из Прибалтики без сертификата, является российским. Но и наличие сертификата не означает, что покупается не российское топливо.

И пока полного запрета на импорт российского газа не будет, он продолжит попадать на рынок, в том числе – в Украину. Низкий моральный порог трейдингового сообщества в Украине и ЕС приводит к поставке в Украину сжиженного газа, имеющего происхождение из России. Трейдеры столкнулись с проблемой, либо работать с российскими ресурсами, либо не работать вообще.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме