Биодизель в Украине или из Украины?

Поделиться
Далекий 1999 год. Получены первые образцы биодизельного топлива европейского образца, начаты экспериментальные исследования...

Далекий 1999 год. Получены первые образцы биодизельного топлива европейского образца, начаты экспериментальные исследования.

2009 год — десять лет самоотверженного труда ученого, более 50 научных статей, шесть патентов, участие в более чем 60 международных научно-технических конференциях, конгрессах, саммитах; совместная с МГТУ им. Н.Баумана монография по биодизельному топливу, ДСТУ 6081:2009 «Топливо моторное. Эфиры метиловые жирных кислот растительных масел и жиров для дизельных двигателей. Технические требования».

Десять лет я интенсивно работал в двух направлениях: первое — научные разработки, второе — попытка (увы, неудачная) продвижения биодизельного топлива в масштабах Украины.

Украина относится к энергодефицитным странам, так как обеспечивает свои потребности в топливно-энергетических ресурсах лишь на 53% (импортирует 75% необходимого объема газа и 85% сырой нефти и нефтепродуктов). Зависимость от импорта нефти рассматривается большинством развитых стран как вопрос национальной и энергетической безопасности, а использование нефтепродуктов как источников энергии несет в себе значительную экологическую опасность. Таким образом, зависимость от импорта нефтепродуктов, цены на которые неизбежно растут, а также значительное ухудшение экологической ситуации стимулируют интенсивный поиск альтернативных источников энергии.

Нынешняя ситуация в нашей стране может сравниться с той, в которой оказалось мировое сообщество в 1973—1974 годах. Сегодня для Украины наступило время развивать собственные мощности для производства биодизельного топлива из возобновляемых сырьевых ресурсов.

Биодизельное топливо (биодизель, МЭРМ, РМЭ, RME, FAME, EMAG, бионефть и др.) — это экологически чистый вид биотоплива, получаемый из жиров растительного и животного происхождения и используемый для замены нефтяного дизельного топлива (ДТ). С точки зрения химии, биодизельное топливо представляет собой смесь метиловых (этиловых) эфиров, насыщенных и ненасыщенных жирных кислот.

Такое топливо может использоваться в любых дизельных двигателях (вихрекамерных и предкамерных, а также с непосредственным впрыс­ком) как самостоятельно (в адаптированных двигателях), так и в смеси с дизельным топливом, без внесения изменений в конструкцию двигателя.

Сырьевая база

Рассмотрим составляющие сырье­вой базы для производства биодизельного топлива в Украине, к которым можно отнести: масла, получаемые из семян маслосодержащих расте­ний, «мультисырье» мясокомбинатов (жиры животных), фритюрный жир, липиды микроводорослей и др.

Принимая во внимание опыт европейских государств, производство биодизельного топлива в Украине можно организовать на следующих типах установок и заводов: мелкотоннажные установки производительностью 300—3000 тонн/год (для фермеров), региональные (областные) заводы 10000—30000 тонн/год, промышленные заводы государственного значения 50000—100000 тонн/год.

В соответствии с «Программой развития производства биодизельно­го топлива на период до 2010 года» Ук­раина должна производить и потреблять в 2010 году более 520 тыс. тонн биодизельного топлива, что пот­ребует обеспечить валовый сбор семян рапса около 1,7—1,8 млн. тонн. При урожайности рапса в среднем
20 ц/га необходимо засеять 0,85—0,9 млн. га пашни, что составляет около 3% общей площади (33,8 млн. га) пахотных земель Украины. Замена части дизельного топлива (1870 тыс. тонн/год), которое в настоящее время потребляет аграрно-промышленный комплекс Украины, на биодизельное позволит обеспечить сельско­хозяйственную технику бинарным биотопливом рационального состава: 30% биодизельного + 70% ДТ.

Лучшие условия для выращивания рапса озимого существуют во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой, Винницкой, Киевской, Ривненской и Во­лынской областях. Яровой рапс лучше всего растет в Кировоградской, Ки­евской, Черкасской, Одесской, Херсонской, Полтавской, Черниговской, Сумской, Харьковской областях и в Крыму.

О стоимости биодизельного топлива

В странах Евросоюза производство биодизельното топлива имеет существенную государственную поддержку. В Германии его не облагают минеральными и экологическими налогами, существует система дотирования выращивания рапса, во Фран­ции налоговая скидка составляет 0,35 евро/литр. В Испании автомобилистам, использующим биотопливо, разрешена бесплатная внутригородская парковка. В целом по Евро­пе литр такого топлива на 0,10—0,15 евро дешевле, чем дизельного.

В Украине, по различным данным, себестоимость литра биодизельного топлива составляет от 2,2 до 3,0 грн. При этом стоит учитывать, что она зависит от ряда факторов: урожайности рапса, эффективности использования соломы и шрота, стоимости химических ингредиентов (метанола и щелочи), глубины переработки глицериновой воды, качества технологического процесса получения биодизеля.

До сих пор речь шла о необходимости производства биодизельного топлива в Украине. Теперь перейдем к рассмотрению его физико-химических показателей и эколого-эксплуатационных характеристик дизельных двигателей при их работе на этом виде топлива.

В ряде зарубежных публикаций содержится информация о том, что при проведении сравнительных испытаний дизелей на дизельном топливе и биодизельном не отмечено каких-либо существенных различий в поведении двигателя при смене вида топлива. Это можно объяснить хорошим качеством испытываемого биотоплива, которое обеспечивается жесткими требованиями к его химико-технологическим показателям, заложенным в национальные стандарты на биодизельное топливо.

С 1 марта 2010 года в Украине вводится национальный стандарт ДСТУ 6081:2009 «Топливо моторное. Эфиры метиловые жирных кислот, масел и жиров для дизельных двигателей. Технические условия».

Этот стандарт гармонизирован с Европейским стандартом EN 14214:2003 «Топливо для автомобилей. Метиловые эфиры жирных кислот для дизельных двигателей. Требования и методы анализа».

В Украине уже действует стандарт ДСТУ 4840:2007, который предусматривает сертификацию дизельного топлива с 5-процентной добавкой (В5) эфиров метиловых жирных кислот (ЭМЖК). Сырьем для производства ЭМЖК являются масло подсолнечное ДСТУ 4492, масло соевое ДСТУ 4534, масло рапсовое ГОСТ 8988 и жир животный кормовой ГОСТ 17483.

Вкратце рассмотрим влияние некоторых физико-химических показателей биодизельного топлива, определяемых стандартом ДСТУ 6081:2009, на параметры дизеля и его эколого-эксплуатационные характеристики. Повышенная по сравнению с дизельным топливом плотность на 10% и кинематическая вязкость в 1,5 раза способствуют некоторому увеличению (на 14%) дальнобойности топливного факела и диа­метра капель распыленного топлива, что может привести к увеличенному попаданию биодизельного топлива на стенки камеры сгорания и гильзы цилиндра. Меньшие значения коэффициента сжимаемости био­дизельного топлива приводят к увели­чению действительного угла опережения впрыскивания топлива и максимального давления в форсунке.

Высокое цетановое число биодизельного топлива — 51 и более — способствует сокращению периода задержки воспламенения и менее «жесткой» работе дизеля. Повышенная почти в три раза температура вспышки биодизельного топлива в зак­рытом тигле (120°С и более) обеспечивает высокую пожаробезопасность. Кислород (~10%) в молекуле метилового эфира действует по сле­дующим направлениям. Наличие окислителя непосредственно в молекуле топлива позволяет интенсифици­ровать процесс сгорания и обеспечить более высокую температуру в цилиндре дизеля, что, с одной сторо­ны, способствует повышению индикаторного и эффективного кпд двига­теля, а с другой — приводит к некоторому увеличению оксидов азота NOх в отработавших газах. Мень­шая доля углерода (~77%) в молекуле биодизельного топлива приводит к уменьшению его низшей теплоты сгорания на 13—15% и увеличению часового и удельного эффективного расхо­да топлива. Для сохранения номинальных параметров двигателя при переводе на биодизельное топли­во требуется перерегулировка топливной аппаратуры (упор рейки топливного насоса высокого давления переустанав­ливают на увеличение цикло­вой подачи топлива). Применение био­дизельпого топлива позволяет обеспечить снижение выбросов вредных веществ с отработавшими газами.

Практические советы

При эксплуатации дизельных дви­гателей на биодизельном топливе необходимо обратить внимание на следующее. Перед началом эксплуатации двигателя на биодизельном топливе необходимо промыть фильтр грубой и тонкой очистки топ­лива. Из-за повышенной агрессивнос­ти такого топлива требуется смена топливных шлангов и прокладок на изготовленные из устойчивого к био­топливу материала, а также тщательное удаление биодизельного топлива, попавшего на лакокрасочные пок­рытия. В некоторых случаях требуется более частая смена моторного масла из-за возможного разжижения попадающим в него биодизелем.

Возможно некоторое увеличение уровня шума и дымности при холодном пуске, при пониженных температурах требуется применение депрессорных присадок.

Необходимо осуществлять контроль содержания воды в биодизельном топливе (из-за его большой гигроскопичности), чтобы избежать опасности развития микроорганизмов, образования перекисей и коррозионного воздействия воды, в том числе и на элементы топливной аппаратуры.

«Творческих вам успехов»…

Начиная с 2002 года по вопросам производства и применения биодизеля я обращался к президентам Украины Л.Кучме и В.Ющенко, премьер-министрам В.Януковичу и Ю.Тимошенко, нескольким министрам топлива и энергетики, аграрной политики, образования и науки, экономики и другим. Всегда получал ответ: да, проблема известна, в Европе производят 6 млн. тонн биодизеля, улучшается экология, снижается энергозависимость страны, но... денег нет. «Творческих вам успехов»…

Закон Украины «Об альтернативных видах топлива» принят еще в 2000 году. К настоящему времени существует семь или восемь подзаконных актов, постановлений КМ Украины, а воз и ныне там. Нет дейст­вен­ных механизмов его реализации.

Систематически посещая практически все научно-технические конференции и выставки (за девять лет около 60), так или иначе связанные с альтернативными видами топлива, я постоянно слышу доклады менеджеров из Германии, Франции, Австрии, Турции о биодизельных и биоэтаноловых заводах, которые можно приобрести по цене от 8 млн. (Франция) до 20 млн. евро (Германия) в зависимости от годовой производительности (от 20 до 100 тыс. тонн).

Схема проста. Предоставляются инвестиции (на четыре-пять лет), строится завод, и производимым из местного сырья биодизелем, который вывозится за границу, Украина расплачивается за поставленное оборудование.

Интересная ситуация сложилась в Германии. В связи с тем, что в этой стране маховик производства биодизеля вращается уже более 20 лет, наблюдается перепроизводство биодизельных заводов при ограничении посевных площадей под рапс (около 12—14%). Производители биодизеля имели большие дотации и субсидии от государства, нулевые налоговые ставки. При общем росте производства биодизеля в Европе в 2008 году до 6 млн. тонн (5,6 млн. тонн в 2007 году) производство в Германии сокращается за счет ужесточения налоговой политики. Таким образом, на нашу страну, правительство и чиновников высшего ранга идет постоянное давление со стороны стран — производителей биодизельных установок и заводов.

На мой взгляд, необходимо категорически отказаться от импорта биодизельного оборудования, а через тендерный механизм (на деле, а не на словах) с привлечением экспертов и специалистов выбрать отечественных производителей биодизельных заводов. К ним можно отнести полтавский завод «Укрстрой­маш», который производит биодизельные установки мощностью от 1 до 14 м3/час (от 8 до 90 тыс. тонн биодизеля в год). В настоящее время один из таких заводов монтируется в Испании, демонстрировались эти установки в США, Сингапуре и других странах. Производство биодизельных установок европейского качества налажено в Днепропетровске (ООО «БиодизельДнепр»), Краматорске (НПП «Специальные технологии»), Киеве (НПО «Тренд»), Донецке (ООО «Техносоюз»).

В Украине, по данным Министерства аграрной политики, в настоящее время построено 42 биодизельные установки и заводы, которые при полной загрузке могут производить как минимум 500 тыс. тонн биодизельного топлива в год (только в г. Калуше Ивано-Франковской области построен завод на 170 тыс. тонн). В фермерских хозяйствах Украины производится от 50 до 70 тыс. тонн биодизеля в год. Получаемую при производстве биодизеля G-фазу (глицериновую фазу), а это 10% от исходного растительного масла (животного жира), фермеры сжигают в специализированных котлах, используя тепло для производственных нужд.

Но вернемся к вопросу о сырье для получения биодизеля, а также биоэтанола (как заменителя части бензина). 14 октября 2008 года я как эксперт по биодизелю был приглашен компанией ES Group на круглый стол «Мировой продовольст­венный кризис — шанс для Украины». Вот краткие данные, обнародованные в ходе этого представительского мероприятия: в Украине собрано около 3 млн. тонн рапса (это составляет 10% от мирового показателя), около 50 млн. тонн зерновых, большая часть — это фуражное зерно, никому вроде бы не нужное. Производи биоэтанол (около 350 л из тонны) и заливай в бензобак. Увы!

Несколько слов о набившей всем оскомину теме инвестирования (зарубежного или отечественного) в производство биодизеля. Инвестор придет на рынок биотоплива при наличии четырех основных условий.

1. Энергетическая зависимость страны-реципиента (хотя в России, по моим данным, строится несколько биодизельных и биоэтаноловых заводов).

2. Наличие в этой стране государственной программы поддержки развития биотопливного производства (законодательные акты, стандарты и нормативы).

3. Сырьевое обеспечение производства биотоплива.

4. Стабильная политическая обстановка в стране.

Первый и третий пункты в Ук­раи­не выполняются, чего нельзя сказать о втором и, особенно, о четвертом. Без политической стабильности и гарантий защиты инвестиций крупный капитал вряд ли придет в Украину, и мы обречены на роль сырьевого придатка Европы.

И последнее, о чем хочу сказать в этой статье. Рынок биотоплива в Украине будет развиваться в двух случаях: или в «принудительном» порядке — обязательная добавка биодизеля (биоэтанола) в нефтяное топливо (страны — члены ЕС), или при резком подорожании традиционного топлива из нефти при снижении платежеспособности населения. Говорить о таких высоких материях, как экология, здоровье нации, парниковый эффект, пока не приходится.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме