Согласно учению православной церкви, у каждого человека есть Ангел-хранитель, который сопровождает его на всех жизненных путях и помогает постичь мир. Вот и у меня есть такой Ангел-хранитель, и я благодарен ему за то, что он облегчил мое недавнее путешествие по Франции и привел в небольшой городок Мужен в Приморских Альпах, туда, где с 1934 по 1951 годы жил мой любимый писатель, классик украинской литературы Владимир Кириллович Винниченко. Он и похоронен там, на местном кладбище. В черномраморный саркофаг золотом впечатано по-украински и по-французски:
ВОЛОДИМИР ВИННИЧЕНКО
Державний діяч і письменник України
27.7.1880-6.3.1951
РОЗАЛІЯ ВИННИЧЕНКО
26.7.1886-6.2.1959
И большой, тоже впечатанный золотом, - трезубец.
Мой Ангел помог мне найти в Мужене чудесных людей.
Прежде всего - художницу Славку и ее мужа Мишеля. Они рассказали о двух украинских художниках - Юрии Кульчицком и Иоанне Нижник-Винников, которые жили после Винниченко в их доме в Мужене. Да и при жизни Винниченко они были в их доме близкими людьми.
Славка подарила мне альбом графики Юлия Кульчицкого. Он начинал свой творческий путь в Самборе, в карпатской Украине. Альбом его предваряют строки Олега Ольжича:
Одвага. Непохитність. Чистота.
Милуйтеся! Беріть! І будьте, будьте!..
Альбом живописи Иоанны Нижник-Винников тоже впечатляет чистотой и отвагой. Ее пейзажи и портреты свидетельствуют о большой живописной культуре, которую она получила еще в довоенном Львове. Ее кисти принадлежат замечательные портреты Розалии Винниченко - верной подруги писателя. Тяжело было услышать, что ни Юрия Кульчицкого, ни Иоанны Нижник-Винников уже нет. Дом продан. Обстановка его передана Украине, хотя до сих пор вещи из-за всевозможных сложностей не дошли до нас. Казалось бы, что дорогой украинскому сердцу дом совсем замер. Но, к счастью, дом охраняет благородный, интереснейший человек - Люсьен Борня - альпийский лесоруб. Он знал Владимира Кирилловича, выростал под влиянием его личности. Потом принимал активное участие в судьбе Юрия Кульчицкого и Иоанны Нижник-Винников. Вот он и повел меня по улице Бастид к усадьбе №162. И я очутился у дома, где многие годы жил великий писатель. Дом одноэтажный, не особенно большой, покрытый черепицей, как большинство домов в Мужене. Люсьен Борня рассказал, что Винниченко застал этот дом в руинах и возводил его здесь буквально по кирпичику. Он радовался, что нашел такое место, где можно было отдохнуть после бурных лет, и назвал свой дом «закуток», «убежище».
Я стоял под огромной оливой, смотрел на обитель бессмертного сына Украины и думал, что именно здесь ему способствовало вдохновение. Именно здесь написал он всемирно известный фантастический роман «Солнечная машина», которым зачитывалась моя юность. Именно здесь были созданы блестящие новеллы, которые запали мне в душу с детских лет.
Да, именно здесь, в этом доме создавались великие творения, работали художники, звучала музыка. И жила в этом доме неувядаемая любовь к изувеченной, подневольной Украине и глубокая вера в ее возрождение.