Музыка «бедного гения» на родине Рихтера

Поделиться
У них не было денег, меценатов, спонсоров. Но при поддержке областного Союза поляков Украины и Ассоциации объединенных искусств фестиваль состоялся.

Этот город напрямую связан с великим Святославом Рихтером. Ведь именно в Житомире родился знаменитый пианист. Возможно, меньше известен другой гениальный музыкант, тоже выходец из этих мест… Это - Александр Стецюк. Композитор, преподаватель. Имя Стецюка «во главе» Международного фестиваля современной музыки «Житомирская музыкальная весна». Намедни состоялся уже четвертый по счету форум.

Александр Михайлович Стецюк родился в селе Белокоровичи, но всю жизнь прожил в Житомире. В талантливом музыканте, в этом «бедном гении», смолоду «объединились» несколько «профессий». Он был заведующим музыкальной частью и дирижером Житомирского музыкально-драматического театра им. И.Кочерги. Оставил обширное композиторское наследие: симфоническую, хоровую, вокальную, камерную музыку, произведения для отдельных инструментов, духового оркестра, театра. Добрые ростки дала и его преподавательская деятельность в училище, где он вырастил более десятка известных композиторов.

Из них наиболее деятельным учеником, главным организатором фестиваля «Житомирская музыкальная весна», стал заслуженный деятель искусств России Сергей Жуков - выпускник Московской консерватории. Ему принадлежала идея проводить ежегодно весной музыкальный форум памяти учителя. Жукову помогает команда кафедры музыки Житомирского унивеситета им. И.Франко (во главе с проректором по науке Натальей Сейко и заведующей кафедрой Оксаной Плотницкой). У них не было денег, меценатов, спонсоров. Но при поддержке областного Союза поляков Украины (председатель Виктория Лясковская-Щур) и Ассоциации объединенных искусств (президент Маргарита Моисеева) фестиваль состоялся. К его началу университет даже издал сборник статей по проблемам современной музыки.

Программу продумали с учетом международного статуса фестиваля: ежедневно звучала музыка определенной страны.

Первый день - «Открытие» и «Композиторы-исполнители. Россия». Второй - «Славянские народы на культурной карте Европы (Украина, Польша, Сербия)». Третий - «Классики и современники»: семинар молодых музыковедов, затем концерт киевских музыкантов, скрипача Ореста Смовжа и флейтиста Игоря Ермака. С ними выступил пианист Арсен Яковенко. Все трое - студенты НМАУ им. Чайковского. Состоялся и вечер памяти А.Стецюка (авторский проект его сына Дмитрия, подготовленный местными исполнителями). В американский день композитор из США Ричард Камерон-Вулф рассказал о состоянии современной американской музыки. Он, его коллега Кристофер Берг и эквадорский барабанщик Кристиан Орозко (магистрант Одесской музыкальной академии) порадовали слушателей новинками собственных «творческих портфелей».

Квартет гитаристов Харьковского университета искусств им. Котляревского представил американский «сегмент» интернационального проекта «Лабиринт». (Германии, Франции и Швейцарии).

На фестиваль приехала делегация Латвии. Молодой хореограф Санта Гринфелде провела мастер-класс современной танцевальной пластики в колледже культуры. Глава Правления Союза композиторов Латвии, 35-летняя Гундега Шмите познакомила с достижениями латышей в области новых композиторских и исполнительских техник. Звучали хоровые партитуры, записанные коллективом Рижского радио.

В концерте «Тандем» участвовала молодежь. Хореографический номер на музыку флейтового концерта А.Стецюка в исполнении Майи Клавини и пианистки Эвии Белицкой исполнили артистки рижского «Театра движения» Ансиса Рутенталса. Их выразительная пластика, помноженная на музыку украинца и видеооформление латышской художницы Катрины Саушкиной, вызвали интерес публики. Запоминающимся эпизодом стали два опуса композитора Екабса Ниманиса. В них сочетались приемы электронной и конкретной музыки, сонористики, видеоинсталляции (это было интересно, но уже не совсем ново). Хотя фигура композитора, одетого в лабораторный белый халат (чтобы лучше выделяться в темноте), манипулирующего на фоне экрана компьютером с записями звуков заводских машин-дыроколов и своим кларнетом, - явление любопытное.

На фестивале звучала критика в адрес чиновников Житомира. В том числе и от недоумевавшего главы латышской делегации, директора рижского Центра современного искусства Каспарса Лиелгалвиса. Он рассказал о невыполненных обещаниях предоставить в распоряжение фестиваля зал филармонии и обеспечить проживание в гостинице (все демократично жили в общежитии университета...).

…А в немецкой кирхе, где в начале прошлого века музицировали дед и отец Святослава Рихтера, состоялся концерт духовной музыки. Играла московская органистка Мария Макаренко, харьковский квартет гитаристов и пели вокалисты - контртенор Рустам Яваев (Москва) и сопрано Вера Кальбергенова. Хорошая школа обоих певцов и замечательная акустика. В завершение прозвучала Месса-Brevis Владимира Златоустова (Москва) для женского хора, органа и контртенора.

Финал фестиваля оказался выше всяких похвал. В проекте «Учитель-ученик» выступило фортепианное трио в составе Юлии Игониной (солистка Московской филармонии, скрипка), Рустама Комачкова (виолончель) и пианистки Элеоноры Теплухиной. Они начали с Трио №2 Д.Шостаковича памяти Ивана Соллертинского. Глубокая музыка, во многом опирающаяся на интонации еврейского мелоса, воспринята в едином порыве - артистов и слушателей. Трагические раздумья сменялись залихватской, ироничной пляской-гротеском, скорбные диалоги скрипки и виолончели - чуть ли не бытовой полькой, переходившей в вопрос «над кем смеетесь?».

Контрастом звучала музыка Г.Свиридова. Популярный «Романс» из фильма «Метель» радовал знакомыми мелодиями, поэтическими образами, нежными тембрами и идеальным ансамблем. После антракта возникла вторая «параллель»: музыканты сыграли Трио Стецюка, оставив впечатление выпуклой образности, больших эмоциональных контрастов и влияния Д.Шостаковича. На смену пришла музыка его ученика С.Жукова. В сопровождении трио Вера Кальбергенова исполнила вокальный триптих «Эхо». Гротесковые аллюзии возникли в остро-диссонансной музыке на пушкинский текст (вспомним дуэт «Слыхали ль вы?» из «Евгения Онегина» и рахманиновский романс «Не пой, красавица, при мне»). Вправленные в модернистскую ткань, они подчеркнули талантливую разноликость автора. Завершила фестиваль шуточно-ироничная сюита на музыку к пьесе-пантомиме А.Шницлера «Фата Пьеретты». Персонажей традиционного европейского театра эпохи позднего Возрождения - любовный треугольник, неизбежность выбора - композитор передал в трех музыкальных образах. Гротеск Пантомимы и салонно-утрированная сентиментальность Вальса обрамили яркий центр триптиха - Танго.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме