«Зима» (1955 г.) |
В работе музыканта и художника много общего. Скрипач-виртуоз извлекает смычком из струн гармоничные звуки, выдающийся живописец переносит кистью на холст гармонию цветов. Фальшь режет слух, фальшь режет зрение. Почти невероятно, что гениальный исполнитель может играть часами, не ошибаясь ни в одной ноте, а художник в мозаике не допускает даже малейшей оплошности. Неудивительно, что завистливые античные боги так часто вредили художникам, опасаясь, что недолговечное и слабое человеческое существо превзойдет своим талантом бессмертных.
Не каждый художник способен стоически выдерживать удары судьбы. Все довоенные произведения Ильи Штильмана погибли в огне мировой катастрофы. Сохранился лишь один холст — «Городской пейзаж» 1936 года. Но даже без этого значительного двадцатилетнего периода творчества произведения художника, экспонированные сейчас в Национальном художественном музее Украины, поражают своей насыщенностью и совершенством. Кстати, впервые широкая общественность может ознакомиться с графическими работами художника.
Илья Насонович Штильман родился в 1902 году. Учился в Украинской государственной академии искусств (1920—1927 гг.). В
1927-м стал членом «Объединения современных художников Украины», активно участвовал в выставочной деятельности. С 1933 года художник совмещает творческую работу с педагогической деятельностью в Киевском художественном институте, со временем становится его директором (1940—
1944 гг.) и профессором (1947—1964 гг.). В 1946 году ему присваивают звание «Заслуженный деятель искусств УССР».
Как говорил сам художник, «основной в своем творчестве считаю работу над пейзажем». Отмечу, что на выставке экспонируются также портреты и натюрморты.
Удивительное дело, но в его творческом наследии не найдешь никаких признаков так называемого социалистического реализма, проявлений крикливо-патетической советской живописи. Наверное, художник решил остаться честным перед собой и будущим.
Хотя в творчества Ильи Штильмана и присутствуют пейзажи жаркого азиатского Самарканда и холодного подмосковного Загорска, мест, куда забрасывали украинских художников дороги эвакуации, однако основная тема живописи художника — Украина. Днепровские кручи с Андреевской церковью и Владимиром Крестителем, Крещатик и Шевченковский парк, пейзажи Каневщины и Черниговщины, пшеничные поля и цветущие яблоневые сады. Все поры года, природа в покое и в тревоге. Эта живопись воспринимается не просто холстами в рамах, а широко раскрытыми окнами в прекрасный мир.
Илья Насонович Штильман умер в 1966 году. Но если бы у современной Украины возникло желание репрезентовать себя в мире как страну восхитительной природы и выдающихся художников, прославляющих ее своим искусством, лучшего варианта, нежели издание книги — Илья Штильман «Welcome в прекрасную Украину», не отыскать. Творчество этого живописца стоит целого министерства культурной пропаганды.