Дмитрий Чекалкин: «Наш проект не «заряжен» исключительно на политику»

Поделиться
Умение, смеясь расставаться со своими недостатками, — безусловный признак здорового общества. Особенно, если политические шутки звучат не в изоляции отдельно взятой кухоньки, а со сцены, с экрана ТВ, из радиоэфира...
Дмитрий Чекалкин

Умение, смеясь расставаться со своими недостатками, — безусловный признак здорового общества. Особенно, если политические шутки звучат не в изоляции отдельно взятой кухоньки, а со сцены, с экрана ТВ, из радиоэфира. Это признак времени, реалии которого многими с энтузиазмом принимаются и поддерживаются, а у некоторых вызывают стойкую, замешанную на злобной агрессии аллергию. Над неспокойной поверхностью бурного моря политических событий то и дело появляются столь яркие маски, извергающие такое количество курьезов, что грешно было бы не использовать это явление. Что и сделал Дмитрий Чекалкин, превратив свое популярное развлекательно шоу в шоу политическое, трактующее текущий момент сообразно его собственной гражданской позиции. С чего все началось? Тему подсказала жизнь, вернее, травмированный яйцом кандидат в президенты. Так пошли гулять по свету бесконечные сериалы «Веселих яєць».

Конечно, жанр политического шоу не нов и в мировом историческом аспекте, и непосредственно в нашей стране — от знаменитых масок комедии дель арте, импровизирующих на сцене на темы текущей политики и быта до российских «Кукол» и не менее популярной программы Шендеровича «Итого», от родного украинского вертепа до заставивших развеселиться зрителей «плюсовских» «Великих перегонів». Шоу Чекалкина, использует все классические приемы —акцентирование внешних индивидуальных черт, особенности речи и применение специфической лексики. А привлечение зрительской аудитории идет не только за счет быстрого реагирования на события, но и усиливается благодаря «привлечению» хорошо знакомых киноперсонажей и популярной музыки, которая у всех на слуху.

Достаточно вспомнить предновогодний блокбастер «Операция проффесор» — последний по времени сериал «Веселих яєць». Лица знакомых персонажей знаменитых данелиевских «Джентльменов удачи» легко переплавились на постоянной заставке в знакомые политические персоналии из «новой оппозиции». История последних месяцев ладненько уместилась в четырнадцати сериях, где органичное попурри из уже упомянутых «Джентльменов удачи», «Бриллиантовой руки», «Афони», «Шерлока Холмса», «Обыкновенного чуда» и «Человека с бульвара Капуцинов». Тексты стилизованы под оригиналы и легко воспринимаются за счет, как уже говорилось выше, специфической лексики реальных персонажей. Но надо помнить, что накал политических страстей рано или поздно уляжется, жизнь, как и полагается, войдет в свой нормальный ритм, а люди, стоящие у власти, не дадут повода для «зверских» шуток. А шоу как мероприятие коммерческое продолжит свою жизнь скорее в развлекательной, чем политической плоскости.

Об этом мы и говорили с Дмитрием Чекалкины, бывшим переводчиком, знатоком многих арабских диалектов и иврита, бывшим дипломатом, а ныне политшоуменом.

— Дмитрий, такой серьезный человек, книжный и домашний, собиратель арабского и еврейского фольклора, с одной стороны, с другой — политпослушный карьерный дипломат, становится шоуменом. Как это произошло?

— По возвращении из Израиля в 1996 году мне предложили вернуться в Министерство иностранных дел перекладывать бумажки из одной папки в другую, подлаживаться под начальника, чтобы быстрее вернуться назад, на землю обетованную. Стало дико неинтересно. Я стал активно заниматься коммерческими проектами концерна «Денди»: газетой «Киевские Ведомости», радиостанцией. Вот это было очень интересно. Через полтора года мы уже стали прибыльными.

Работая в Израиле, столкнулся с сотнями, тысячами соотечественников, которые не имели возможности самореализоваться на родине, а там увидели, что можно достойно содержать себя и свою семью. Стало обидно, что выкинули таких людей, огромное наше национальное богатство, несопоставимое ни с какими залежами нефти или меди, одну из самых активных частей нашего общества. Мы их потеряли.

Очень серьезным уроком для меня было противостояние с министром Кравченко (знаменитая история с «мерседесом»). После этого понял, что при г-не Кучме свободных средств массовой информации быть не может.

— Это послужило рубежом? До этого были шутки на уровне поздравлений, розыгрышей в день рождения. Как вы пришли к политическому шоу?

— Часть моих шуток можно было отнести к политической сатире. Не всегда в эфире, потому что не все можно было озвучить, ведь наша программа шла на 40 радиостанциях, и у каждой из них — свой хозяин. Последние события дали мощный старт. У нас была такая заставка в эфире, которую из 40 радиостанций поставили только пять. Остальные боялись. В любом случае в розыгрышах присутствовала политическая тема (шутки о президенте: не так страшен президент, как его малюют; анекдот: «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: если Кучма хорошо, что ж такое плохо?»), просто она не была превалирующей.

— А что такое вообще политическое шоу для человека, который этим занимается? Это гражданская позиция или коммерческий проект?

— Во-первых, это нравится мне и нравится людям. Второе — у человека должна быть активная гражданская позиция, чтобы писать с толком и интересом, чтобы это было кому-то нужно. У нас, на мой взгляд, вообще нет политических телевизионных проектов. Большое преступление режима — раздача такого количества телевизионных лицензий. Каждому олигарху хотелось дать по кусочку телевизионного эфира. Вот мы и имеем телевидение, на котором нечего смотреть, и, самое страшное, оно взращивает новое поколение. Это угроза и для национальной безопасности, и для нормального рынка масс-медиа.

— Что лежит в основе придумок и идей вашего последнего шоу?

— Проект «Веселі яйця» — продолжение проекта «Синий воробей». И фильмы были уже три года. Механизм создания таких программ был наработан. Сегодня то, что существует на сайте «Веселі яйця», гораздо менее затратное производство. А перспективы развития отвечают трем критериям, предъявляемым средствам массовой информации: они должны быть мобильны, интерактивны и мультимедийны.

— На ваш взгляд, из какого корня выросло ваше политическое шоу?

— Была программа Шендеровича, сюжеты нынешнего нашего автора Игоря Иртеньева, мы использовали произведения его коллег Игоря Губермана, Яна Таксюра и других авторов «Клуба Голохвастова».

— Сейчас был пик политической активности, а что будет дальше с политическим шоу, когда буря уляжется?

— На самом деле масс-медиа — это инструмент демократии, который защищает население от злоупотреблений и коррупции власти, поэтому, естественно, средства массовой информации должны быть особенно внимательны к лицам, находящимся у власти. Если конкретно брать наш проект, он не заряжен исключительно на политику, возьмем того же Поплавского. Нашим деятелям шоу-бизнеса жизнь дает достаточно поводов, чтобы улыбнуться и попытаться заставить улыбнуться кого-то еще. Даже психологически, если у тебя плохое настроение и ты заставишь себя улыбнуться, это даст импульс мозгу и тем самым улучшит тебе настроение и самочувствие.

— Кто из политиков сегодня интересен вам для «упражнения юмористического ума»?

— Большинство «поставлял» нам российский политикум: Путин, Ельцин, Жириновский. Сегодня, думаю, г-н Кучма вообще уйдет из политической жизни, у Ивана Степановича Плюща тоже мало шансов занимать какие-то позиции, а за наши блокбастеры мы благодарны Януковичу, Шуфричу, Тигипко, Чорновилу. Из лагеря Ющенко самая незаурядная персона — Юлия Тимошенко. Ющенко, безусловно, яркая личность, но смеяться сейчас над его обезображенным лицом было бы кощунством.

— Как воспринимают ваше политическое шоу люди в отдельных регионах, настроенные по-разному?

— Людей держали в шорах, и они находились за железным занавесом, не имея доступа к информации. Если мы встречаемся с этими людьми, стараюсь начинать с политкорректных шуток. Рассказываю истории из своей дипломатической практики.

— Какие сегодня вы видите перспективы для себя?

— Мы производим в течение пяти лет пакеты программ для многих радиостанций Украины. Продолжаем этим заниматься. Это наш основной бизнес. Мы насыщаем радиостанции качественным продуктом, помогая сэкономить деньги на производстве собственных программ. Стремимся к оригинальным подачам рекламных материалов, оформленным как юмористические шоу, в виде поздравлений с днем рождения, радийных сериалов.

— В перспективе политическое шоу заменит коммерческий проект?

— Не будем загадывать. Но если у нас будет достаточное количество достойных персонажей, которых мы сможем использовать, почему бы и нет.

Пытаюсь найти какую-то аналогию чисто политических юмористических программ у мировых телекомпаниий. Юмористические программы наличествуют в прайм-тайм на всех телеканалах, но присутствие в них политического момента предсказать нельзя. В России в последние годы ельцинского режима выходили «Куклы», программы Шендеровича, но это был насыщенный политическими событиями период в условиях развивающейся российской демократии, уникальный исторический период. В наших условиях, к сожалению, трудно это предсказать. К нам поступают предложения делать малобюджетные сюжеты на постоянной основе, но мы пока за это не беремся — чтобы не исчерпать себя.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме